Когда российские самолеты вновь начнут выпускать сотнями?

Опубликовано: 10 сентября 2019 10:57
Поделиться в соцсетях:
Когда российские самолеты вновь начнут выпускать сотнями?

Двадцать второго мая в новосибирском аэропорту Толмачево свой заключительный коммерческий рейс совершил последний пассажирский Ту-134Б. После почти сорока лет эксплуатации шедевр советских конструкторов встал на вечную стоянку в местном авиационном музее. 

Легендарная стотридцатьчетверка

«Сто тридцать четвертый» был самым массовым реактивным ближнемагистральным пассажирским самолетом Советского Союза и первым отечественным самолетом, сертифицированным по английским нормам летной годности. Первый испытательный полет состоялся

О том, сколько еще самолетов, разработанных в СССР, до сих пор в строю и когда отечественные производители смогут составить реальную конкуренцию Boeing и Airbus, мы бедуем с руководителем аналитической службы агентства «Авиапорт» Олегом Пантелеевым.  

 в 1963 году, к серийному выпуску на Харьковскоим авиационном производственном объединении приступили в 1966 году. Ту-134 покупал не только «Аэрофлот», но и иностранные авиакомпании, самолет поставляли в Сирию, Афганистан, Вьетнам и Камбоджу.

За характерный сильный шум двигателей Д-30 в СССР Ту-134 получил прозвище «свисток». Именно чрезвычайная шумность закрыла самолету путь в европейское небо после вступления в силу приложения к Конвенции Международной организации гражданской авиации в 2002 году. Самолет начал преимущественно использоваться на внутренних рейсах, но после 2009 года авиакомпании начали отказываться от машины, из-за того что она морально — да и физически — устарела.

— Программу Ту-134, безусловно, можно считать успешной: не каждый лайнер может похвастаться таким долголетием. Он обеспечил перевозки на региональных линиях с соответствующим для тех лет уровнем комфорта и безопасности, — подчеркивает Олег Пантелеев. — Однако удельный расход топлива, издержки на пассажиро-километр уже не отвечают современным представлениям об экономике.

Задержаться так долго в строю лайнеру позволили «внедорожные» характеристики шасси, благодаря которым он мог осуществлять взлет с неухоженных бетонных полос с большими швами и трещинами и посадку на них. Тележки Ту-134 двухосные и четырехколесные, в то время как стандартом являются два колеса на одной оси. Это позволяло реже выводить самолет из эксплуатации для ремонта стоек. Для многих региональных аэродромов в России это стало важным.

— Прямых аналогов Ту-134 в парках российских перевозчиков нет. Схожей кресельной емкостью обладает Embraer-170 (Бразилия) и Ан-148 (Украина) — 78 и 75 мест против 76. Последний возможно использовать даже с грунтовых полос, в то время как «бразилец» более привередлив к качеству полотна, — говорит Олег Пантелеев.

Кстати, Ан-148 планировалось выпускать в России, и одно время даже шла речь о приобретении лицензии, но позже от этой идеи отказались.

Отечественный самолет, который был призван заменить Ту-134, — это Sukhoi Superjet с его сотней кресел, что позволило наращивать пассажиропоток на региональных направлениях. Но майское происшествие в аэропорту Шереметьево выявило и серьезный недостаток машины: в результате жесткой посадки стойки шасси пробили топливный бак, что привело к пожару и человеческим жертвам.

На равных с «Боингом»

Близится к финалу и славная карьера еще одного массового советского пассажирского самолета — Ту-154. Сегодня в коммерческой эксплуатации осталось три машины: одна в российской «Алросе» и две в северокорейской Air Koryo. Среднемагистральный лайнер, разработанный в ОКБ Туполева в 1960 годах, был рассчитан на перевозку 152–180 пассажиров.

Перед советскими конструкторами ставилась задача создать современный пассажирский самолет, не уступающий по своим параметрам американскому Boeing 727. Задача была полностью выполнена, а многие зарубежные эксперты Ту-154 оценивали даже выше «Сто пятьдесят четвертый» с крейсерской скоростью в 975 км/ч стал одним из самых быстрых среднемагистральных самолетов своего времени. В период с 1970 по 1998 год было построено 918 самолетов семейства Ту-154 разных модификаций. С середины 2000-х годов авиакомпании начали постепенный вывод Ту-154 из эксплуатации.

— Основной причиной отказа от этого типа самолета является не столько выработка ресурса или качество машины, ведь по комфорту Ту-154М не сильно уступает ранним Airbus A320, сколько низкая топливная эффективность двигателей НК-8 и Д-30КУ. Расход авиатоплива стал почти в два раза больше, чем у основного двигателя, использующегося на современных западных самолетах, — CFM56. Неудивительно, ведь Ту-154 проектировали в 1960-х годах, при плановой экономике, когда цена авиатоплива не являлась определяющим фактором, — поясняет Олег Пантелеев.

Еще каких-то десять лет назад Ту-154 все еще составлял основу среднемагистрального парка российских авиакомпаний. Однако разразившийся в конце 2008 года экономический кризис ускорил процесс вывода самолета-ветерана из эксплуатации. 17 ноября 2008 года все свои Ту-154 сняла с линий авиакомпания S7 Airlines. В следующем году этому примеру последовали «Россия» и «Аэрофлот» —  31 декабря 2009 года лайнер совершил свой последний рейс под флагом национального перевозчика. Ту-154 являлся «рабочей лошадкой» «Аэрофлота» на протяжении 38 лет.

На своих крыльях

В начале 2019 года президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь на ведомственном совещании заявил, что перед ОАК стоит задача к 2025 году выпускать 120–140 гражданских самолетов в год. Какие же лайнеры российская промышленность может поставить авиакомпаниям?

Во-первых, это уже упомянутый Sukhoi Superjet 100. Он давно находится в серийном производстве, сейчас в конструкцию самолета и программу подготовки пилотов будут внесены изменения. Напомним, что первый полет SSJ-100 состоялся в 2008 году. Самолет предназначен для использования на малозагруженных авиалиниях протяженностью до 3 000 км (базовая комплектация) и до 4 500 км (LR-комплектация с увеличенной дальностью полета). Вмещает 100–120 пассажиров.

Во-вторых, испытываемый сейчас  среднемагистральный МС-21. Сейчас тестируются модели МС-21-200 (от 132 до 165 мест) и МС-21-300 (от 163 до 211 мест). В проекте еще МС-21-400 (до 250 мест).

Третья новинка — гражданский самолет Ил-114-300, предназначенный для эксплуатации на местных воздушных линиях, модернизированная версия турбовинтового самолета Ил-11. Он применяется для внутреннего рынка авиаперевозок. Пока ведутся опытно-конструкторские работы.

Не стоит забывать и разработанный еще по советскому проекту, но смело шагнувший в двадцать первый век широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-300, который может взять на борт до 300 пассажиров. Существует готовая модификация Ил-96-400М с удлиненным фюзеляжем, увеличенным размахом крыла и более мощными двигателями, которая вмещает до 435 пассажиров. Основной заказчик — госструктуры.

Четвертая новинка — широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет нового поколения CR929, производство которого реализуется в рамках совместного проекта ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и Китайской корпорации гражданского авиастроения (СОМАС). По плану первый полет состоится в 2023 году.

Конечно, для такой страны, как Россия, 120–140 пассажирских самолетов в год — это не решение проблемы. Тот же Boeing в 2018 году реализовал 806 самолетов, Airbus — 800. Но самое главное, что отечественное авиастроение пережило кризис, сумело сохраниться и опять готово к движению вперед, на коммерческие авиалинии.

 

852 самолета Ту-134 было выпущено в СССР

Опубликовано: 10 сентября 2019 10:57
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

Где шьют лучшие в России перчатки для офицеров  и куртки для летчиков?

11 сентября 2019

Где шьют лучшие в России перчатки для офицеров и куртки для летчиков?

Об этом омском предприятии сегодня знают не многие — даже в родном городе. Зато оно хорошо известно в Российской армии. Именно здесь для военных шьют кожаные перчатки, а по признанию летчиков, выпускают самые лучшие куртки. ЗАО «Сибирь» — это одно из старейших предприятий региона, в прошлом году ему исполнилось 80 лет. 

Роснедра ставят  на баланс извлекаемые запасы Пайяхской группы месторождений

11 сентября 2019

Роснедра ставят на баланс извлекаемые запасы Пайяхской группы месторождений

 

Четырнадцатого июня началось бурение на Пайяхском нефтяном месторождении, запасы которого оцениваются в 1,2 миллиарда тонн. Таким образом, группа встанет в один ряд с такими гигантами, как Ванкорское и Федоровское месторождения в Западной Сибири, и, возможно, даже превзойдет их.   Ожидается, что всего за десять лет объем нефтедобычи в Красноярском крае вырастет пятикратно.

Четырнадцатого июня началось бурение на Пайяхском нефтяном месторождении, запасы которого оцениваются в 1,2 миллиарда тонн. Таким образом, группа встанет в один ряд с такими гигантами, как Ванкорское и Федоровское месторождения в Западной Сибири, и, возможно, даже превзойдет их.   Ожидается, что всего за десять лет объем нефтедобычи в Красноярском крае вырастет пятикратно.

 

«Газпром нефть» успешно завершила первую экспедицию к Земле Франца-Иосифа

11 сентября 2019

«Газпром нефть» успешно завершила первую экспедицию к Земле Франца-Иосифа

В результате четырехнедельной научной экспедиции проекта «Нарвал. Легенда Арктики» исследователям удалось получить уникальные данные об обитании нарвалов в российской Арктике, которые станут основой комплексной программы по изучению этого редкого вида до 2022 года.

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.