Яхта «Сибирь» ушла в полярную кругосветку

Опубликовано: 09 сентября 2019 22:50
Поделиться в соцсетях:
Яхта «Сибирь» ушла в полярную кругосветку

Седьмого июля знаменитая яхта  «Сибирь» покинула родной город и отправилась по маршруту первооткрывателей Антарктиды. Двадцать восьмого января будущего года, в день 200-летия открытия Антарктиды русскими моряками под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, омская яхта бросит якорь в Беллинсгаузене, а затем начнет долгий путь домой. «ПРОМ» неоднократно подробнейшим образом писал о подготовке этой экспедиции, и это не случайно: один из наших корреспондентов — Игорь Буторин — тоже отправился  в поход в качестве матроса «Сибири».

 

«Сибирь» пройдет по Иртышу, Оби и Обской губе, затем по западной части Северного морского пути и через Беломорско-Балтийский канал прибудет в Санкт-Петербург. Яхта направилась к берегам белого континента, чтобы в точности повторить путь отважных русских мореплавателей.
Два века назад военные парусники под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева отшвартовались от пирса Санкт-Петербурга и взяли курс к неведомым берегам. Достигли цели и нанесли на карту новый континент — Антарктиду. Теперь исторический маршрут пройдут наши современники.
«Сибирь» идет таким курсом впервые, но уже имеет опыт кругосветных путешествий и походов по северным морям.
— Яхта полностью готова к походу, — сообщил «Российской газете» капитан Сергей Щербаков. — Путешествие продлится 15 месяцев, будет непростым. Но я счастлив, что это произойдет.
Экипаж состоит из шести человек. Четверо будут находиться на судне бессменно. Остальные — по очереди. Всего о своем желании участвовать в кругосветке заявили 120 человек, из них отобрали 25 — из разных городов России, в том числе две семейные пары, а также женщину-хирурга, которые имеют большой опыт путешествий.
— Поход — это только два процента приключений, а все остальное — работа, — поясняет Сергей Щербаков. — Поэтому случайных людей мы без церемоний списываем на берег.
По пути к Антарктиде «Сибирь» будет пересекаться с другими парусниками, претворять совместные научные проекты, в частности связанные с изучением процессов глобального потепления. Всего ей предстоит сделать остановки более чем в 60 портах. Поэтому одной из задач экспедиции будет просветительская.
— Мы хотим рассказать всему миру, как это было два века назад. Какова роль России в открытии Антарктиды, — сообщил руководитель Омского отделения Русского географического общества Игорь Вяткин.
Яхта готова пройти все испытания, в том числе и сложнейший пролив Дрейка с двадцатиметровыми волнами и шквалистым ветром.
— Многослойный корпус судна изготовлен по особой технологии, и за два десятка лет ни разу не скрипнул, — говорит Сергей Щербаков. — «Сибирь» мы укрепили еще. Установили альтернативные генераторы и солнечные батареи, радары, генакер. Хорошие паруса. Все оборудование приобретено благодаря Фонду президентских грантов.
В качестве провианта команда берет тушенку, сгущенку, макароны и муку, из которой будут печь хлеб прямо на борту. Все остальное закупят в портах. Есть на борту и аптечка. Однако опыт говорит о том, что, кроме морской болезни, иными недугами путешественники, как правило, не страдают.
— Экстремальные условия мобилизуют организм, как на войне. Болячки не пристают. А вот сбросить вес реально. В первую кругосветку я похудел на четыре килограмма, один матрос — на двенадцать. Зато боцман на три килограмма поправился, — улыбается в усы капитан.
Помимо пролива Дрейка яхтсменам предстоит преодолеть высокие южные и северные широты, славящиеся у бывалых моряков суровыми условиями. Однако экипаж будет действовать с умом, искать окошки между циклонами. Это поможет сибирякам проскочить опасные места без существенных потерь и не застрять во льдах.
досье
Сергей Щербаков,  капитан яхты «Сибирь»
Директор АУ «Омский яхт-клуб», вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС), президент фонда поддержки спорта «Сибирские парусные экспедиции»,
заместитель председателя Омского регионального отделения Русского географического общества.
Парусным спортом занимается с 1964 года. Первым в Омске стал кандидатом в мастера спорта, мастером спорта СССР, мастером спорта международного класса, а в 2001 году — заслуженным мастером спорта России.
Спроектировал яхту «Сибирь» и участвовал в ее строительстве в 1987–1997 годах. Был инициатором, разработчиком и участником всех походов «Сибири», в том числе и кругосветной экспедиции 2000–2001 годов.
В 2012 году вошел в состав русско-украинского экипажа яхты «Скорпиус» как ледовый лоцман. За 60 дней прошел на «Скорпиусе» вокруг Арктики по коридору 76–82° с. ш.
Всего на личном счету около 100 тысяч морских миль и тысячи километров по рекам России.
Награжден медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, почетными грамотами Русского географического общества, правительства Омской области и другими наградами.
досье
Игорь Буторин,  матрос яхты «Сибирь»
Журналист «ПРОМ», главный редактор газеты «Омский вестник». Под парусом ходит с 2000 года. Неоднократно принимал участие в парусных гонках на Иртыше. В 2014 году окончил курсы яхтенных рулевых. В 2015 году был матросом на яхте «Сибирь» в спортивном плавании Омск — Диксон — Омск. За серию материалов об экспедиции на Диксон был удостоен премии конкурса журналистского мастерства «Сибирь — территория надежд».
комент
Игорь Буторин, корреспондент «ПРОМ»,  матрос яхты «Сибирь»
— Вот и остались позади первые трое суток пути, команда вошла в рабочий ритм вахт. Экипаж состоит из шести человек, из членов постоянного экипажа сейчас идет старший помощник капитана Владимир Иванович Заздравных, а также два омских яхтсмена: Александр Азаров и Сергей Лебединский. 
Опробовали яхту под парусами, но это на Иртыше это очень непросто — река извилистая, ветер переменный. Так что тренировки похода под парусами продолжим уже после выхода в Обь. Управлять лодкой не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Но все равно определенные навыки нужны. Необходимо видеть речную обстановку: поворотные знаки, перекатные знаки, километровые отметки, бакены. Знать схему расхождения судов. 
Одним из самых ключевых моментов может стать психологическая совместимость членов команды. Всегда в таких путешествиях на «притирку» уходит первая неделя. Всех проблем все равно не избежать, но есть старый проверенный способ: каждый член экипажа всегда должен быть занят каким-то делом. Эту доктрину поддерживают многие капитаны судов, в том числе и капитан «Сибири» Сергей Щербаков.  
Бытовых трудностей пока никаких не испытываем, спасибо спонсорам экспедиции. Ну и плюс поддержка местных жителей, все они — большереченцы, знаменцы — встречают яхту очень радушно, угощают обедами. Встречаемся с детьми, молодежью, и Александр Азаров подробно рассказывает им о целях и маршруте экспедиции. 
Первый отрезок похода, Омск — Салехард, составляет 2 700 километров. Большие переходы начнутся после Усть-Ишима, самый большой из них — недельный, от Ханты-Мансийска до Салехарда. В Салехарде произойдет ротация экипажа. Сойдем мы с Денисом Иовлевым (ГТРК «Иртыш») и яхтсмен из Екатеринбурга Андрей Черепанов. На борт взойдет капитан Сергей Щербаков и еще два волонтера. Из Салехарда лодка пойдет на Диксон, а затем на запад, в город Беломорск, и Беломорским каналом придет в Санкт-Петербург, откуда уже начнется историческая часть плавания, по маршруту первооткрывателей Антарктиды. 

«Сибирь» пройдет по Иртышу, Оби и Обской губе, затем по западной части Северного морского пути и через Беломорско-Балтийский канал прибудет в Санкт-Петербург. Яхта направилась к берегам белого континента, чтобы в точности повторить путь отважных русских мореплавателей.

Два века назад военные парусники под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева отшвартовались от пирса Санкт-Петербурга и взяли курс к неведомым берегам. Достигли цели и нанесли на карту новый континент — Антарктиду. Теперь исторический маршрут пройдут наши современники.«Сибирь» идет таким курсом впервые, но уже имеет опыт кругосветных путешествий и походов по северным морям.

— Яхта полностью готова к походу, — сообщил «Российской газете» капитан Сергей Щербаков. — Путешествие продлится 15 месяцев, будет непростым. Но я счастлив, что это произойдет.

Экипаж состоит из шести человек. Четверо будут находиться на судне бессменно. Остальные — по очереди. Всего о своем желании участвовать в кругосветке заявили 120 человек, из них отобрали 25 — из разных городов России, в том числе две семейные пары, а также женщину-хирурга, которые имеют большой опыт путешествий.— Поход — это только два процента приключений, а все остальное — работа, — поясняет Сергей Щербаков. — Поэтому случайных людей мы без церемоний списываем на берег.По пути к Антарктиде «Сибирь» будет пересекаться с другими парусниками, претворять совместные научные проекты, в частности связанные с изучением процессов глобального потепления. Всего ей предстоит сделать остановки более чем в 60 портах. Поэтому одной из задач экспедиции будет просветительская.— Мы хотим рассказать всему миру, как это было два века назад. Какова роль России в открытии Антарктиды, — сообщил руководитель Омского отделения Русского географического общества Игорь Вяткин.

Яхта готова пройти все испытания, в том числе и сложнейший пролив Дрейка с двадцатиметровыми волнами и шквалистым ветром.

— Многослойный корпус судна изготовлен по особой технологии, и за два десятка лет ни разу не скрипнул, — говорит Сергей Щербаков. — «Сибирь» мы укрепили еще. Установили альтернативные генераторы и солнечные батареи, радары, генакер. Хорошие паруса. Все оборудование приобретено благодаря Фонду президентских грантов.В качестве провианта команда берет тушенку, сгущенку, макароны и муку, из которой будут печь хлеб прямо на борту. Все остальное закупят в портах. Есть на борту и аптечка. Однако опыт говорит о том, что, кроме морской болезни, иными недугами путешественники, как правило, не страдают.

— Экстремальные условия мобилизуют организм, как на войне. Болячки не пристают. А вот сбросить вес реально. В первую кругосветку я похудел на четыре килограмма, один матрос — на двенадцать. Зато боцман на три килограмма поправился, — улыбается в усы капитан.

Помимо пролива Дрейка яхтсменам предстоит преодолеть высокие южные и северные широты, славящиеся у бывалых моряков суровыми условиями. Однако экипаж будет действовать с умом, искать окошки между циклонами. Это поможет сибирякам проскочить опасные места без существенных потерь и не застрять во льдах.

досье

Сергей Щербаков,  капитан яхты «Сибирь»
Директор АУ «Омский яхт-клуб», вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС), президент фонда поддержки спорта «Сибирские парусные экспедиции»,заместитель председателя Омского регионального отделения Русского географического общества.Парусным спортом занимается с 1964 года. Первым в Омске стал кандидатом в мастера спорта, мастером спорта СССР, мастером спорта международного класса, а в 2001 году — заслуженным мастером спорта России.

Спроектировал яхту «Сибирь» и участвовал в ее строительстве в 1987–1997 годах. Был инициатором, разработчиком и участником всех походов «Сибири», в том числе и кругосветной экспедиции 2000–2001 годов.В 2012 году вошел в состав русско-украинского экипажа яхты «Скорпиус» как ледовый лоцман. За 60 дней прошел на «Скорпиусе» вокруг Арктики по коридору 76–82° с. ш.Всего на личном счету около 100 тысяч морских миль и тысячи километров по рекам России.Награжден медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, почетными грамотами Русского географического общества, правительства Омской области и другими наградами.

досье

Игорь Буторин,  матрос яхты «Сибирь»
Журналист «ПРОМ», главный редактор газеты «Омский вестник». Под парусом ходит с 2000 года. Неоднократно принимал участие в парусных гонках на Иртыше. В 2014 году окончил курсы яхтенных рулевых. В 2015 году был матросом на яхте «Сибирь» в спортивном плавании Омск — Диксон — Омск. За серию материалов об экспедиции на Диксон был удостоен премии конкурса журналистского мастерства «Сибирь — территория надежд».

Игорь Буторин, корреспондент «ПРОМ»,  матрос яхты «Сибирь»:
— Вот и остались позади первые трое суток пути, команда вошла в рабочий ритм вахт. Экипаж состоит из шести человек, из членов постоянного экипажа сейчас идет старший помощник капитана Владимир Иванович Заздравных, а также два омских яхтсмена: Александр Азаров и Сергей Лебединский. Опробовали яхту под парусами, но это на Иртыше это очень непросто — река извилистая, ветер переменный. Так что тренировки похода под парусами продолжим уже после выхода в Обь. Управлять лодкой не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Но все равно определенные навыки нужны. Необходимо видеть речную обстановку: поворотные знаки, перекатные знаки, километровые отметки, бакены. Знать схему расхождения судов. Одним из самых ключевых моментов может стать психологическая совместимость членов команды. Всегда в таких путешествиях на «притирку» уходит первая неделя. Всех проблем все равно не избежать, но есть старый проверенный способ: каждый член экипажа всегда должен быть занят каким-то делом. Эту доктрину поддерживают многие капитаны судов, в том числе и капитан «Сибири» Сергей Щербаков.  

Бытовых трудностей пока никаких не испытываем, спасибо спонсорам экспедиции. Ну и плюс поддержка местных жителей, все они — большереченцы, знаменцы — встречают яхту очень радушно, угощают обедами. Встречаемся с детьми, молодежью, и Александр Азаров подробно рассказывает им о целях и маршруте экспедиции. Первый отрезок похода, Омск — Салехард, составляет 2 700 километров. Большие переходы начнутся после Усть-Ишима, самый большой из них — недельный, от Ханты-Мансийска до Салехарда. В Салехарде произойдет ротация экипажа. Сойдем мы с Денисом Иовлевым (ГТРК «Иртыш») и яхтсмен из Екатеринбурга Андрей Черепанов. На борт взойдет капитан Сергей Щербаков и еще два волонтера. Из Салехарда лодка пойдет на Диксон, а затем на запад, в город Беломорск, и Беломорским каналом придет в Санкт-Петербург, откуда уже начнется историческая часть плавания, по маршруту первооткрывателей Антарктиды. 

Опубликовано: 09 сентября 2019 22:50
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

Где шьют лучшие в России перчатки для офицеров  и куртки для летчиков?

11 сентября 2019

Где шьют лучшие в России перчатки для офицеров и куртки для летчиков?

Об этом омском предприятии сегодня знают не многие — даже в родном городе. Зато оно хорошо известно в Российской армии. Именно здесь для военных шьют кожаные перчатки, а по признанию летчиков, выпускают самые лучшие куртки. ЗАО «Сибирь» — это одно из старейших предприятий региона, в прошлом году ему исполнилось 80 лет. 

Роснедра ставят  на баланс извлекаемые запасы Пайяхской группы месторождений

11 сентября 2019

Роснедра ставят на баланс извлекаемые запасы Пайяхской группы месторождений

 

Четырнадцатого июня началось бурение на Пайяхском нефтяном месторождении, запасы которого оцениваются в 1,2 миллиарда тонн. Таким образом, группа встанет в один ряд с такими гигантами, как Ванкорское и Федоровское месторождения в Западной Сибири, и, возможно, даже превзойдет их.   Ожидается, что всего за десять лет объем нефтедобычи в Красноярском крае вырастет пятикратно.

Четырнадцатого июня началось бурение на Пайяхском нефтяном месторождении, запасы которого оцениваются в 1,2 миллиарда тонн. Таким образом, группа встанет в один ряд с такими гигантами, как Ванкорское и Федоровское месторождения в Западной Сибири, и, возможно, даже превзойдет их.   Ожидается, что всего за десять лет объем нефтедобычи в Красноярском крае вырастет пятикратно.

 

«Газпром нефть» успешно завершила первую экспедицию к Земле Франца-Иосифа

11 сентября 2019

«Газпром нефть» успешно завершила первую экспедицию к Земле Франца-Иосифа

В результате четырехнедельной научной экспедиции проекта «Нарвал. Легенда Арктики» исследователям удалось получить уникальные данные об обитании нарвалов в российской Арктике, которые станут основой комплексной программы по изучению этого редкого вида до 2022 года.

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.