Школа капитанов Иртыша

Опубликовано: 09 сентября 2019 22:18
Поделиться в соцсетях:
Школа капитанов Иртыша

В следующем году Омское командное речное училище имени капитана В. И. Евдокимова  отметит столетний юбилей. За время своего  существования оно зарекомендовало себя как одно из лучших учебных заведений Министерства транспорта России. 

 

Училище-институт
Омское командное речное училище имени капитана Виктора Ивановича Евдокимова было образовано 15 декабря 1920 года по инициативе Сибирского ЦК профсоюзов водников. Это было первое в Сибири учебное заведение водного транспорта, созданное для подготовки командного состава судов. Тогда оно носило название «Профессионально-техническая школа водного транспорта по подготовке речных судоводителей и судомехаников». Всего через два года, 7 февраля 1922 года, школа была переименована в рабочий техникум водного транспорта. А в 1944 году учебное заведение было реорганизовано в речное училище — как имеющее военную кафедру. В 1956 году был открыт опорный пункт Новосибирского института инженеров водного транспорта по подготовке инженерных кадров для отрасли, который в 1991 году приобрел статус Омского филиала. Особая веха в истории вуза — 2007 год: объединение Омского филиала Новосибирской государственной академии водного транспорта с Омским командным речным училищем имени капитана В. И. Евдокимова в единый профессиональный образовательный комплекс.
Сегодня институт — уникальное образовательное учреждение по подготовке специалистов водного транспорта.
В вузе готовят специалистов по пяти направлениям и трем специальностям, а в училище — по четырем специальностям. В училище сегодня обучается 1062 курсанта, в институте — 1017 студентов. И около одной тысячи человек ежегодно проходят обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, тренажерной подготовки плавсостава в Центре дополнительного профессионального образования. В общей сложности это порядка трех тысяч обучающихся. Здесь готовят рулевых, мотористов, матросов на речные суда. Специалисты среднего профессионального звена обучаются по специальностям: эксплуатация внутренних водных путей, эксплуатация судовых энергетических установок, судовождение и эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики. 
В октябре 2018 года Омский институт водного транспорта успешно прошел государственную аккредитацию на соответствие требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и подтвердил право на ведение образовательной деятельности по всем профильным специальностям: судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики, управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства, технология транспортных процессов.
— Наш вертикально интегрированный комплекс интересен тем, что ребята, поступив в 15 лет на ступень среднего профессионального образования, в первые два года получают профессию рулевого-моториста и работают на штатных должностях во время производственных практик, — рассказала директор Омского института водного транспорта (филиала) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» Елена Заславская. — Окончив училище, курсанты по внутренним экзаменам поступают в наш институт. И потом приходят сюда же, как в родной дом, но уже в Центр дополнительного профессионального образования, чтобы повысить свою квалификацию. В штате образовательного учреждения трудятся высококвалифицированные преподаватели, имеющие ученые степени и звания, большое количество педагогов аттестованы на высшую квалификационную категорию. За последние пять лет многие получили ученые степени кандидатов и докторов наук, ученые звания доцентов и профессоров. Успешные студенты, хорошо зарекомендовавшие себя во время учебы, продолжают обучение в аспирантуре, возвращаются в стены альма-матер в качестве преподавательского состава. В целом коллектив Омского института водного транспорта — это конгломерат единомышленников, стремящихся к одной общей цели — подготовке и выпуску специалистов-профессионалов своего дела, с высоким уровнем теоретической и практической подготовки.
Институт занимает в регионе прочную нишу еще и потому, что его выпускники востребованны. Учредителями учебного заведения являются Министерство транспорта РФ и Федеральное агентство речного и морского флота РФ, которые стабильно выделяют квоты на прием. Так, абитуриентам 2019 года выделено 315 бюджетных мест: 80 мест для получения высшего образования и 235 мест в Омском командном речном училище. При этом каждый год эти цифры увеличиваются. Абитуриенты — не только омичи, но и новосибирцы, тюменцы, барнаульцы, уральцы. Приезжают и из Казахстана. 
Если посмотреть биографии выпускников, то многие из них сегодня занимают командные и руководящие должности на речном флоте. Среди них — руководители пароходств, судоремонтных и судостроительных заводов, баз флота, капитаны судов, кандидаты и доктора наук, доценты, профессора. 
Из стен училища вышли адмирал А. Е. Орел, вице-адмирал В. Ф. Дорогин, Герой Советского Союза Н. Я. Клыпин, профессора Д. К. Земляновский, А. В. Шухов, И. И. Яновский, А. П. Моргунов, писатели А. П. Токарев и И. А. Булава, поэт Т. М. Белозеров, художники П. А. Тышкевич, братья Сургутсковы, а также прославленные капитаны В. И. Евдокимов, В. А. Вронский, В. П. Рожков, отец и сын Ланьковы, А. В. Тращенко, А. И. Лоров, М. П. Листопадов, А. И. Шульман.
Омская «ракушка»
Столетняя история и авторитет учебного заведения позволяют решать множество научно-практических вопросов. Хотя был момент во время объединения речного училища и института водного транспорта, когда показалось, что название училища немного потерялось в связи с изменением аббревиатуры. Однако название «Омское командное речное училище имени капитана В. И. Евдокимова» сегодня зазвучало по-новому. И здесь, как и прежде, сохраняют и чтят вековые традиции. Эти традиции проявляются прежде всего в наличии слаженного, высокопрофессионального коллектива, где каждый отвечает за свой участок работы и болеет душой за общее дело. Одним словом, флотская единая семья.
Надо заметить, что специалисты среднего звена стабильно востребованны на рынке труда, поэтому в целом по России активно развивается среднее профессиональное образование. Специалистов с высшим образованием переизбыток, а вот рабочие специальности, как и в других отраслях, так и на флоте, в дефиците. Да и история показывает, что хорошие руководители получаются из тех, кто прошел все ступени профессии, начиная с самых азов.
— В нашем учебном заведении есть семейные династии: дети моряков, родственники, они идут по стопам отцов и дедов, — замечает начальник учебно-методического отдела среднего профессионального образования Елена Жердева. — Есть те, кто идет за некоторой социальной защищенностью: питание, обмундирование, общежитие. Если раньше было много абитуриентов из сельских районов, примерно 60 процентов, то сейчас стало больше поступать ребят из города. Наши выпускники смело идут работать на флот, так как к концу обучения имеют определенные навыки, приобретенные на практике, работают на штатных должностях в судоходных компаниях и стабильно получают достойную заработную плату. Проблем с трудоустройством практически нет. В случае необходимости карьерного роста многие поступают в свой родной вуз, так как, проработав некоторое время в штатной должности, понимают, что без высшего образования сегодня невозможно продвинуться по служебной лестнице. И еще один немаловажный момент — среднее профессиональное образование ориентировано на практику и дает много реальных навыков, а грамотные, высокопрофессиональные специалисты сегодня востребованны. За последнее время наблюдается повышение проходного балла для поступления на бюджет. Замечу, что средний балл аттестата в 2018 году был 3,7–4,1. 
На первом курсе классные руководители помогают курсантам адаптироваться, преподаватели-производственники стараются заинтересовать студентов к освоению специальных дисциплин, чтобы они изначально понимали правильность выбранной профессии, а также осознавали, с кем и как им придется работать на флоте.
В традициях учебного заведения — утренний развод с поднятием Андреевского флага, строевая подготовка, обязательный доклад старшины преподавателю перед занятиями о готовности группы. В училище обязательно ношение форменной одежды, у курсантов должна быть аккуратная стрижка, форма должна быть опрятной и наглаженной. Это объяснимо, потому что флотская дисциплина необходима, и привыкать к ней, соответствовать ее требованиям курсанты должны с первых дней учебы.
На втором курсе начинается специализация с учебной практикой. Курсанты направляются на ремонтно-эксплуатационную базу флота ПАО «Иртышское пароходство», ООО «Омский речной порт», ФБУ «Администрация “Обь-Иртышводпуть”», ОАО «Северречфлот» и в другие организации и компании, которые входят в попечительский совет института. За время прохождения производственной практики курсанты и студенты работают на судах в штатных должностях и получают достойную заработную плату.
— После окончания навигации проводится конференция, где работодатели отмечают за хорошую работу курсантов, студентов благодарственными письмами предприятия, грамотами, выплачивают премии, особо отличившимся назначаются именные стипендии. Мы очень гордимся нашими студентами и курсантами, — подчеркивает Елена Жердева.
Учебные занятия в институте проходят с использованием современных образовательных технологий, в уникальном тренажерном центре, учебных лабораториях с интерактивными методами обучения, максимально приближающими к реальной профессиональной деятельности, где обучающиеся и получают практические навыки. В процессе обучения курсанты и студенты пользуются информационными компьютерными программами, электронными изданиями, аудио-, видеоматериалами, графическими объектами, виртуализированными тренажерами, оборудованными компьютерными комплексами, техническое оснащение которых постоянно совершенствуется.
Свои творческие способности курсанты и студенты реализуют, занимаясь художественной самодеятельностью. Духовой оркестр хорошо известен в городе, его приглашают на многие праздничные мероприятия. Развита сеть спортивных секций, курсанты, студенты являются участниками и победителями многих городских и региональных спортивных состязаний. 
Попечители и коллеги
Надо заметить, что Омский институт водного транспорта живет очень мощной поддержкой попечителей. Попечительский совет был создан 2015 году, в него вошли не только представители региональных организаций и компаний (ФБУ «Администрация “Обь-Иртышводпуть”», АО «Омтранснефтепродукт», ООО «Судоходная компания», ОАО «Омский речной порт», ПАО «Иртышское пароходство»), но и частные организации и судовые компании. Вошли не формально, а активно участвуя в обсуждении вопросов подготовки кадров и решении проблем вуза. 
Сегодня с желанием работать в попечительском совете выступили предприятия и компании Красноярска и Якутии. Для института это поддержка в части материально-технического развития учебной базы. В 2018 году руководство ФБУ «Администрация “Обь-Иртышводпуть”» выделило средства на ремонт нескольких аудиторий. И это не просто ремонт — были приобретены мебель и техническое оборудование. 
В последние годы речной флот стал активно развиваться, появляются новые судоходные компании, государство вкладывает средства в развитие северных регионов. Буквально произошел всплеск востребованности специалистов-водников.
География прохождения практики курсантами и студентами учебного заведения самая широкая: Анадырьский морской порт, Якутия — Лена, Красноярск — Енисей, вся Тюменская область — Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, все филиалы ФБУ «Администрация “Обь-Иртышводпуть”» (единственное государственное учреждение, которое действует в нашем регионе на сегодняшний день).
Сегодня порядка 85 процентов специалистов, которые работают в профильных организациях и учреждениях, и весь плавсостав региона — это выпускники Омского института водного транспорта. 
Развивается и материально-техническая база института. Показательным стал 2018 год, когда были приобретены судоводительский навигационный тренажер «МАРИБС С/NTS Pro 5000», имеющий в своем составе три рабочих места, одно из которых — с системой визуализации окружающей обстановки, что позволяет проводить обучение по конвенционным программам:
— «Управление и маневрированием судном»
— «Электронная картография»;
— «Использование радиолокационной станции»;
— «Использование систем автоматической радиолокационной прокладки».
Сегодня в Омском институте водного транспорта учится около тысячи студентов. Это два факультета: технический и факультет технологии и управления на транспорте. Здесь на бюджетной форме обучения готовят специалистов: судомехаников и электромехаников, а также бакалавров. С 2020 года появятся бюджетные места по электроэнергетике и электротехнике. 
— Мы говорим, что бюджетных мест хватит всем, — рассказал декан факультета технологии и управления на транспорте Омского института водного транспорта (филиала) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» Дмитрий Токарев. — При объединении в 2007 году с речным училищем произошел некоторый поворот в восприятии. Училище традиционно более известно в городе, но сегодня сформировался новый бренд — Омский институт водного транспорта как единый комплекс. Каждый год у нас половина курсантов изъявляет желание продолжить обучение в институте. Часть заочно, часть очно. Тем более что кто-то уже работает в солидных отраслевых компаниях, и им необходимо приобретать высшее профильное образование. Наша главная цель — это создать максимальный комфорт студентам и выпускникам. Что еще характерно для нашего института, у нас нет потока. У нас группы небольшие, от 15 до 25 человек, что позволяет уделять внимание каждому. В каждой группе есть кураторы. Декан работает с кураторами, а они — уже со старостами. 
Немаловажным фактом является тесная связь преподавателей, кураторов ОИВТ с родителями студентов. Для вузов это не столь характерно. Но в Омском институте она есть, притом существует уже не одно десятилетие. Тем более что есть много династий. 
Адаптация после школы зачастую проходит трудно, а ЕГЭ не формирует навыков обучения, поэтому думать и выбирать нужную информацию, к сожалению, могут не все студенты. Усилия преподавателей на первых курсах состоят в том, чтобы помочь молодым людям адаптироваться в новой для себя ситуации и раскрыть свой потенциал. В этом и помогает индивидуальный подход. 
Студенты института принимают активное участие в различных городских и областных мероприятиях. Да и само учебное заведение проводит свои интересные встречи с учащимися города и области, например городской бал Ушакова, довольно заметное событие в Омске. Это своеобразный конкурс бальных танцев для старших школьников, наших курсантов и студентов.
— Можно с уверенностью сказать, что обстановка у нас в институте на удивление уютная, даже домашняя, — замечает Дмитрий Токарев.
Не может быть института без науки. В Омском институте водного транспорта пять кафедр, научный отдел и два факультета. Более 75 процентов преподавателей имеют научные степени. Профессора, доценты — штатные сотрудники.
— Ежегодно вуз выпускает сборники научных трудов, — рассказал замдиректора по учебной и научной работе высшего образования Владимир Калекин. — Мы проводим международные и российские научные конференции. Традиционно участвуем в региональных, всероссийских и международных выставках. Принимаем активное участие в городских выставках «Омская марка» и «Инновации года», где стали победителями в номинации «Инновации в сфере транспорта». На выставках всегда представляем свои авторские разработки. Все они запатентованы. У нас открыты пять научных направлений. Три из них технические и два — экономического и гуманитарного профиля. Технические — это механика и электрика на судах. Экономические — оценка уровня профессиональной культуры, эффективности и удовлетворенности трудом на предприятиях отрасли. Эта тема сейчас актуальна в мировой практике. И мы тоже занимаемся этими исследованиями.
В Омском институте водного транспорта внедрили стандарты ISO9001:2015. По признанию сотрудников, это помогает в повседневной работе, в организации процессов. Да и не только. Это повышает результативность, эффективность использования ресурсов. В мае 2019 года прошла очередная внешняя сертификационная проверка, и ее здесь прошли достойно — со стопроцентным соответствием. 
Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством морского и речного транспорта для своих отраслевых вузов разработан конкурс «Лидер отрасли». В этом конкурсе в 2013 году омский вуз признан лучшим учебным заведением, а в 2017 году он вновь занял первое место в отрасли. 
В училище сегодня работает 49 преподавателей. А в высшей школе всего 36 человек профессорско-преподавательского состава. Привлекаются и внешние специалисты. И что немаловажно, коллектив здесь стабилен, да и на флоте не любят «летунов». Люди работают по сорок лет. 
И еще один уникальный пример — кафедру экономики и управления в Омском институте водного транспорта возглавляет легенда региона и омского речного флота, профессор, кандидат технических наук Иван Иванович Яновский. Он прекрасно руководит кафедрой, несмотря на свои 87 лет. 
— Сегодня молодых людей, как и раньше, привлекает флотская профессия, — говорит Иван Иванович. — Она дает возможность работать на любом виде водного транспорта, даже за рубежом. Знание логистики было, есть и будет востребовано всегда. Тарифы, правила перевозки, объемы перевозки — очень многое должен знать и уметь специалист — управленец на транспорте. И институт дает эти знания. А те, кто поступает в училище, идут немного за романтикой, немного за воспитанием и флотской дисциплиной, да и условия обучения важны. Когда я учился в училище, то у нас многое было на высоком уровне: спорт, художественная самодеятельность, нас обучали даже танцам. Кроме этого, регулярно мы ходили в омские театры. Это тоже говорит об уровне образования. На протяжении трех лет мы возобновили занятия бальными танцами. Думаю, даже эти моменты привлекают молодежь. И еще. После окончания училища многие сразу же поступают в институт. И это правильно. Остаются в стенах родного вуза, повышая свой профессиональный уровень. Сегодня есть дефицит в специалистах водного транспорта. Как начинается навигация — заявки на омских курсантов приходят от капитанов, судоходных компаний и заводов из Красноярска на Енисее, Якутска на Лене, Тюменского Севера на Оби и, конечно же, от предприятий Омского региона. 
Быстрые темпы научно-технического прогресса на речном транспорте предъявляют высокие требования к подготовке кадров для флота России. Суда оснащаются современными техническими средствами навигации, автоматики, спасения человеческой жизни на реке и на море. В этих условиях коллектив Омского института водного транспорта проводит огромную работу по обучению молодого поколения речников, закрепляя прочные знания, высокое профессиональное мастерство, ответственное отношение к избранной специальности. Выпускники трудятся на пассажирских и грузовых судах, на судоремонтных предприятиях, в портах и пароходствах Российской Федерации и за ее пределами, и каждый гордится тем, что учился в одном из лучших учебных заведений Министерства транспорта — Омском институте водного транспорта и его структурном подразделении — Омском командном речном училище имени капитана В. И. Евдокимова.
досье
Иван Иванович Яновский родился 17 апреля 1932 года в селе Олифановка Черлакского района Омской области. Отец его был кузнецом, мать занималась крестьянским трудом. В 1934 году отец умер, и мать осталась с детьми одна. В 1940 году Иван пошел в первый класс Одесской средней школы, где окончил семь классов. А после школы, в 1947 году, в пятнадцать лет, сдав на отлично вступительные экзамены, поступил в Омское речное училище на судоводительское отделение. После училища проходил воинскую стажировку на Тихоокеанском флоте. В 1954 году поступил на очное отделение Новосибирского института инженеров водного транспорта. За свою долгую карьеру прошел все ступени профессионального мастерства. Окончив институт по специальности «инженер-механик», продолжил работать на Омском судоремонтном заводе, где начинал мастером механического, а затем дизельного цехов. Возглавлял планово-производственный отдел. В 1964 году был назначен на должность заместителя директора завода по технической эксплуатации флота, а затем 11 лет, с 1972 по 1983 год, был директором Омского судоремонтно-судостроительного завода. Высококвалифицированный и инициативный руководитель в марте 1993 года назначается главным инженером, а в октябре того же года — начальником Иртышского речного пароходства. С 1994 по 2014 год Иван Яновский был бессменным генеральным директором ОАО «Иртышское пароходство».
комент
Елена Заславская,  директор Омского института водного транспорта  (филиала) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»
— Сегодня у института и училища есть все для учебы, занятий спортом, культурных мероприятий, своя инфраструктура для проживания и питания. И эти моменты тоже обеспечивают качество подготовки. Утро курсанта начинается со строевого утреннего развода, поднятия Андреевского флага. Строевая подготовка включена в расписание занятий. Даже прием питания у нас тоже особый ритуал. В городе наши студенты и курсанты узнаваемы. Нет ни одного патриотического мероприятия, где бы ни принимали участие наши студенты. Тем более их отличают ответственность, дисциплина, форменная одежда. Ведь флот — это ответственность, дисциплина и строгое соблюдение субординация. И даже если кто-то сегодня работает не на флоте, все равно вложенные и воспитанные у нас качества позволяют им достигать серьезного карьерного роста.
Если говорить о перспективах, то мы готовим открытие новой профильной специальности среднего звена — организация перевозок на транспорте, то есть будем готовить специалистов в области логистики. Сегодня институт ведет подготовку специалистов для внутреннего водного транспорта  и прибрежного плавания. Но мы видим интерес ребят еще и к морской подготовке. Да и в Омске живет немало специалистов, которые получили морские сертификаты и образование по морским переходам. Мы подумали: почему бы нам не занять и этот кластер? Это непростое дело, но мы этим занимаемся. Требования высокие. Конечная цель — получение признания Минтранса. Квалификационный уровень преподавательского состава это позволяет. Амбициозная задача, но она выполнима.
справа
В дореволюционное время в Западной Сибири речной флот существовал и развивался в основном благодаря частным предпринимателям и купцам. В 90-е годы XIX века активно создаются, распадаются и вновь возникают частновладельческие предприятия («Пароходство Поклевского-Козелла и К», «М. Д. Плотников и сыновья», «Корнилов и сыновья», Верхне-Иртышское товарищество пароходства и торговли» и др.). И только в начале XX века предприниматели начинают объединяться в более крупные компании. В 1912 году закончилось объединение Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли («Товарпар»), которое стало ведущей судоходной компанией в Западной Сибири. 
Немало памятных событий вписано в историю речного дела Западной Сибири. Это национализация торгового флота, Гражданская война, спасение флота, брошенного во льдах, создание в Омске Западно-Сибирского государственного речного пароходства, во главе которого стоял первый комиссар Иртыша Александр Николаевич Дианов. И пожалуй, в первом ряду героических дел иртышских речников по праву стоит хлебная Карская экспедиция, которая была организована и успешно проведена в 1920 году. Хлебный караван в составе пароходов «Волга», «Добрыня», «Заметный», «Мария», «Ока», «Омск» и 15 барж перевезли для нужд страны 9 202 тонны зерна в мешках, более тысячи тонн жировых продуктов и 16 тонн пушнины. Помимо насущной задачи Первая Карская экспедиция решила важнейшую стратегическую задачу в деле освоения Арктики. Она дала старт целой серии товарообменных Карских экспедиций, продолжавшихся до конца 1920-х годов и доказавших эффективность Северного морского пути.

Училище-институт

Омское командное речное училище имени капитана Виктора Ивановича Евдокимова было образовано 15 декабря 1920 года по инициативе Сибирского ЦК профсоюзов водников. Это было первое в Сибири учебное заведение водного транспорта, созданное для подготовки командного состава судов. Тогда оно носило название «Профессионально-техническая школа водного транспорта по подготовке речных судоводителей и судомехаников».

Всего через два года, 7 февраля 1922 года, школа была переименована в рабочий техникум водного транспорта. А в 1944 году учебное заведение было реорганизовано в речное училище — как имеющее военную кафедру. В 1956 году был открыт опорный пункт Новосибирского института инженеров водного транспорта по подготовке инженерных кадров для отрасли, который в 1991 году приобрел статус Омского филиала. Особая веха в истории вуза — 2007 год: объединение Омского филиала Новосибирской государственной академии водного транспорта с Омским командным речным училищем имени капитана В. И. Евдокимова в единый профессиональный образовательный комплекс.Сегодня институт — уникальное образовательное учреждение по подготовке специалистов водного транспорта.

В вузе готовят специалистов по пяти направлениям и трем специальностям, а в училище — по четырем специальностям. В училище сегодня обучается 1062 курсанта, в институте — 1017 студентов. И около одной тысячи человек ежегодно проходят обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, тренажерной подготовки плавсостава в Центре дополнительного профессионального образования. В общей сложности это порядка трех тысяч обучающихся. Здесь готовят рулевых, мотористов, матросов на речные суда. Специалисты среднего профессионального звена обучаются по специальностям: эксплуатация внутренних водных путей, эксплуатация судовых энергетических установок, судовождение и эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики. 

В октябре 2018 года Омский институт водного транспорта успешно прошел государственную аккредитацию на соответствие требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и подтвердил право на ведение образовательной деятельности по всем профильным специальностям: судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики, управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства, технология транспортных процессов.

— Наш вертикально интегрированный комплекс интересен тем, что ребята, поступив в 15 лет на ступень среднего профессионального образования, в первые два года получают профессию рулевого-моториста и работают на штатных должностях во время производственных практик, — рассказала директор Омского института водного транспорта (филиала) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» Елена Заславская. — Окончив училище, курсанты по внутренним экзаменам поступают в наш институт. И потом приходят сюда же, как в родной дом, но уже в Центр дополнительного профессионального образования, чтобы повысить свою квалификацию.

В штате образовательного учреждения трудятся высококвалифицированные преподаватели, имеющие ученые степени и звания, большое количество педагогов аттестованы на высшую квалификационную категорию. За последние пять лет многие получили ученые степени кандидатов и докторов наук, ученые звания доцентов и профессоров. Успешные студенты, хорошо зарекомендовавшие себя во время учебы, продолжают обучение в аспирантуре, возвращаются в стены альма-матер в качестве преподавательского состава. В целом коллектив Омского института водного транспорта — это конгломерат единомышленников, стремящихся к одной общей цели — подготовке и выпуску специалистов-профессионалов своего дела, с высоким уровнем теоретической и практической подготовки.

Институт занимает в регионе прочную нишу еще и потому, что его выпускники востребованны. Учредителями учебного заведения являются Министерство транспорта РФ и Федеральное агентство речного и морского флота РФ, которые стабильно выделяют квоты на прием. Так, абитуриентам 2019 года выделено 315 бюджетных мест: 80 мест для получения высшего образования и 235 мест в Омском командном речном училище. При этом каждый год эти цифры увеличиваются. Абитуриенты — не только омичи, но и новосибирцы, тюменцы, барнаульцы, уральцы.

Приезжают и из Казахстана. Если посмотреть биографии выпускников, то многие из них сегодня занимают командные и руководящие должности на речном флоте. Среди них — руководители пароходств, судоремонтных и судостроительных заводов, баз флота, капитаны судов, кандидаты и доктора наук, доценты, профессора. Из стен училища вышли адмирал А. Е. Орел, вице-адмирал В. Ф. Дорогин, Герой Советского Союза Н. Я. Клыпин, профессора Д. К. Земляновский, А. В. Шухов, И. И. Яновский, А. П. Моргунов, писатели А. П. Токарев и И. А. Булава, поэт Т. М. Белозеров, художники П. А. Тышкевич, братья Сургутсковы, а также прославленные капитаны В. И. Евдокимов, В. А. Вронский, В. П. Рожков, отец и сын Ланьковы, А. В. Тращенко, А. И. Лоров, М. П. Листопадов, А. И. Шульман.Омская «ракушка»

Столетняя история и авторитет учебного заведения позволяют решать множество научно-практических вопросов. Хотя был момент во время объединения речного училища и института водного транспорта, когда показалось, что название училища немного потерялось в связи с изменением аббревиатуры. Однако название «Омское командное речное училище имени капитана В. И. Евдокимова» сегодня зазвучало по-новому. И здесь, как и прежде, сохраняют и чтят вековые традиции. Эти традиции проявляются прежде всего в наличии слаженного, высокопрофессионального коллектива, где каждый отвечает за свой участок работы и болеет душой за общее дело. Одним словом, флотская единая семья.

Надо заметить, что специалисты среднего звена стабильно востребованны на рынке труда, поэтому в целом по России активно развивается среднее профессиональное образование. Специалистов с высшим образованием переизбыток, а вот рабочие специальности, как и в других отраслях, так и на флоте, в дефиците. Да и история показывает, что хорошие руководители получаются из тех, кто прошел все ступени профессии, начиная с самых азов.

— В нашем учебном заведении есть семейные династии: дети моряков, родственники, они идут по стопам отцов и дедов, — замечает начальник учебно-методического отдела среднего профессионального образования Елена Жердева. — Есть те, кто идет за некоторой социальной защищенностью: питание, обмундирование, общежитие. Если раньше было много абитуриентов из сельских районов, примерно 60 процентов, то сейчас стало больше поступать ребят из города. Наши выпускники смело идут работать на флот, так как к концу обучения имеют определенные навыки, приобретенные на практике, работают на штатных должностях в судоходных компаниях и стабильно получают достойную заработную плату. Проблем с трудоустройством практически нет.

В случае необходимости карьерного роста многие поступают в свой родной вуз, так как, проработав некоторое время в штатной должности, понимают, что без высшего образования сегодня невозможно продвинуться по служебной лестнице. И еще один немаловажный момент — среднее профессиональное образование ориентировано на практику и дает много реальных навыков, а грамотные, высокопрофессиональные специалисты сегодня востребованны. За последнее время наблюдается повышение проходного балла для поступления на бюджет. Замечу, что средний балл аттестата в 2018 году был 3,7–4,1. На первом курсе классные руководители помогают курсантам адаптироваться, преподаватели-производственники стараются заинтересовать студентов к освоению специальных дисциплин, чтобы они изначально понимали правильность выбранной профессии, а также осознавали, с кем и как им придется работать на флоте.В традициях учебного заведения — утренний развод с поднятием Андреевского флага, строевая подготовка, обязательный доклад старшины преподавателю перед занятиями о готовности группы.

В училище обязательно ношение форменной одежды, у курсантов должна быть аккуратная стрижка, форма должна быть опрятной и наглаженной. Это объяснимо, потому что флотская дисциплина необходима, и привыкать к ней, соответствовать ее требованиям курсанты должны с первых дней учебы.На втором курсе начинается специализация с учебной практикой. Курсанты направляются на ремонтно-эксплуатационную базу флота ПАО «Иртышское пароходство», ООО «Омский речной порт», ФБУ «Администрация “Обь-Иртышводпуть”», ОАО «Северречфлот» и в другие организации и компании, которые входят в попечительский совет института. За время прохождения производственной практики курсанты и студенты работают на судах в штатных должностях и получают достойную заработную плату.

— После окончания навигации проводится конференция, где работодатели отмечают за хорошую работу курсантов, студентов благодарственными письмами предприятия, грамотами, выплачивают премии, особо отличившимся назначаются именные стипендии. Мы очень гордимся нашими студентами и курсантами, — подчеркивает Елена Жердева.

Учебные занятия в институте проходят с использованием современных образовательных технологий, в уникальном тренажерном центре, учебных лабораториях с интерактивными методами обучения, максимально приближающими к реальной профессиональной деятельности, где обучающиеся и получают практические навыки. В процессе обучения курсанты и студенты пользуются информационными компьютерными программами, электронными изданиями, аудио-, видеоматериалами, графическими объектами, виртуализированными тренажерами, оборудованными компьютерными комплексами, техническое оснащение которых постоянно совершенствуется.Свои творческие способности курсанты и студенты реализуют, занимаясь художественной самодеятельностью.

Духовой оркестр хорошо известен в городе, его приглашают на многие праздничные мероприятия. Развита сеть спортивных секций, курсанты, студенты являются участниками и победителями многих городских и региональных спортивных состязаний. Попечители и коллегиНадо заметить, что Омский институт водного транспорта живет очень мощной поддержкой попечителей. Попечительский совет был создан 2015 году, в него вошли не только представители региональных организаций и компаний (ФБУ «Администрация “Обь-Иртышводпуть”», АО «Омтранснефтепродукт», ООО «Судоходная компания», ОАО «Омский речной порт», ПАО «Иртышское пароходство»), но и частные организации и судовые компании. Вошли не формально, а активно участвуя в обсуждении вопросов подготовки кадров и решении проблем вуза. 

Сегодня с желанием работать в попечительском совете выступили предприятия и компании Красноярска и Якутии. Для института это поддержка в части материально-технического развития учебной базы. В 2018 году руководство ФБУ «Администрация “Обь-Иртышводпуть”» выделило средства на ремонт нескольких аудиторий. И это не просто ремонт — были приобретены мебель и техническое оборудование. В последние годы речной флот стал активно развиваться, появляются новые судоходные компании, государство вкладывает средства в развитие северных регионов.

Буквально произошел всплеск востребованности специалистов-водников.География прохождения практики курсантами и студентами учебного заведения самая широкая: Анадырьский морской порт, Якутия — Лена, Красноярск — Енисей, вся Тюменская область — Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, все филиалы ФБУ «Администрация “Обь-Иртышводпуть”» (единственное государственное учреждение, которое действует в нашем регионе на сегодняшний день).Сегодня порядка 85 процентов специалистов, которые работают в профильных организациях и учреждениях, и весь плавсостав региона — это выпускники Омского института водного транспорта. Развивается и материально-техническая база института. Показательным стал 2018 год, когда были приобретены судоводительский навигационный тренажер «МАРИБС С/NTS Pro 5000», имеющий в своем составе три рабочих места, одно из которых — с системой визуализации окружающей обстановки, что позволяет проводить обучение по конвенционным программам:— «Управление и маневрированием судном»— «Электронная картография»;— «Использование радиолокационной станции»;— «Использование систем автоматической радиолокационной прокладки».Сегодня в Омском институте водного транспорта учится около тысячи студентов. Это два факультета: технический и факультет технологии и управления на транспорте. Здесь на бюджетной форме обучения готовят специалистов: судомехаников и электромехаников, а также бакалавров. С 2020 года появятся бюджетные места по электроэнергетике и электротехнике.

— Мы говорим, что бюджетных мест хватит всем, — рассказал декан факультета технологии и управления на транспорте Омского института водного транспорта (филиала) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» Дмитрий Токарев. — При объединении в 2007 году с речным училищем произошел некоторый поворот в восприятии.

Училище традиционно более известно в городе, но сегодня сформировался новый бренд — Омский институт водного транспорта как единый комплекс. Каждый год у нас половина курсантов изъявляет желание продолжить обучение в институте. Часть заочно, часть очно. Тем более что кто-то уже работает в солидных отраслевых компаниях, и им необходимо приобретать высшее профильное образование. Наша главная цель — это создать максимальный комфорт студентам и выпускникам. Что еще характерно для нашего института, у нас нет потока. У нас группы небольшие, от 15 до 25 человек, что позволяет уделять внимание каждому. В каждой группе есть кураторы.

Декан работает с кураторами, а они — уже со старостами. Немаловажным фактом является тесная связь преподавателей, кураторов ОИВТ с родителями студентов. Для вузов это не столь характерно. Но в Омском институте она есть, притом существует уже не одно десятилетие. Тем более что есть много династий. Адаптация после школы зачастую проходит трудно, а ЕГЭ не формирует навыков обучения, поэтому думать и выбирать нужную информацию, к сожалению, могут не все студенты.

Усилия преподавателей на первых курсах состоят в том, чтобы помочь молодым людям адаптироваться в новой для себя ситуации и раскрыть свой потенциал. В этом и помогает индивидуальный подход. Студенты института принимают активное участие в различных городских и областных мероприятиях. Да и само учебное заведение проводит свои интересные встречи с учащимися города и области, например городской бал Ушакова, довольно заметное событие в Омске. Это своеобразный конкурс бальных танцев для старших школьников, наших курсантов и студентов.

— Можно с уверенностью сказать, что обстановка у нас в институте на удивление уютная, даже домашняя, — замечает Дмитрий Токарев.Не может быть института без науки. В Омском институте водного транспорта пять кафедр, научный отдел и два факультета. Более 75 процентов преподавателей имеют научные степени. Профессора, доценты — штатные сотрудники.

— Ежегодно вуз выпускает сборники научных трудов, — рассказал замдиректора по учебной и научной работе высшего образования Владимир Калекин. — Мы проводим международные и российские научные конференции. Традиционно участвуем в региональных, всероссийских и международных выставках. Принимаем активное участие в городских выставках «Омская марка» и «Инновации года», где стали победителями в номинации «Инновации в сфере транспорта». На выставках всегда представляем свои авторские разработки. Все они запатентованы. У нас открыты пять научных направлений. Три из них технические и два — экономического и гуманитарного профиля. Технические — это механика и электрика на судах. Экономические — оценка уровня профессиональной культуры, эффективности и удовлетворенности трудом на предприятиях отрасли. Эта тема сейчас актуальна в мировой практике. И мы тоже занимаемся этими исследованиями.

В Омском институте водного транспорта внедрили стандарты ISO9001:2015. По признанию сотрудников, это помогает в повседневной работе, в организации процессов. Да и не только. Это повышает результативность, эффективность использования ресурсов. В мае 2019 года прошла очередная внешняя сертификационная проверка, и ее здесь прошли достойно — со стопроцентным соответствием. 

Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством морского и речного транспорта для своих отраслевых вузов разработан конкурс «Лидер отрасли». В этом конкурсе в 2013 году омский вуз признан лучшим учебным заведением, а в 2017 году он вновь занял первое место в отрасли. В училище сегодня работает 49 преподавателей. А в высшей школе всего 36 человек профессорско-преподавательского состава. Привлекаются и внешние специалисты. И что немаловажно, коллектив здесь стабилен, да и на флоте не любят «летунов». Люди работают по сорок лет. 

И еще один уникальный пример — кафедру экономики и управления в Омском институте водного транспорта возглавляет легенда региона и омского речного флота, профессор, кандидат технических наук Иван Иванович Яновский. Он прекрасно руководит кафедрой, несмотря на свои 87 лет. 

— Сегодня молодых людей, как и раньше, привлекает флотская профессия, — говорит Иван Иванович. — Она дает возможность работать на любом виде водного транспорта, даже за рубежом. Знание логистики было, есть и будет востребовано всегда. Тарифы, правила перевозки, объемы перевозки — очень многое должен знать и уметь специалист — управленец на транспорте. И институт дает эти знания. А те, кто поступает в училище, идут немного за романтикой, немного за воспитанием и флотской дисциплиной, да и условия обучения важны. Когда я учился в училище, то у нас многое было на высоком уровне: спорт, художественная самодеятельность, нас обучали даже танцам. Кроме этого, регулярно мы ходили в омские театры. Это тоже говорит об уровне образования. На протяжении трех лет мы возобновили занятия бальными танцами. Думаю, даже эти моменты привлекают молодежь. И еще. После окончания училища многие сразу же поступают в институт. И это правильно. Остаются в стенах родного вуза, повышая свой профессиональный уровень.

Сегодня есть дефицит в специалистах водного транспорта. Как начинается навигация — заявки на омских курсантов приходят от капитанов, судоходных компаний и заводов из Красноярска на Енисее, Якутска на Лене, Тюменского Севера на Оби и, конечно же, от предприятий Омского региона. Быстрые темпы научно-технического прогресса на речном транспорте предъявляют высокие требования к подготовке кадров для флота России. Суда оснащаются современными техническими средствами навигации, автоматики, спасения человеческой жизни на реке и на море. В этих условиях коллектив Омского института водного транспорта проводит огромную работу по обучению молодого поколения речников, закрепляя прочные знания, высокое профессиональное мастерство, ответственное отношение к избранной специальности. Выпускники трудятся на пассажирских и грузовых судах, на судоремонтных предприятиях, в портах и пароходствах Российской Федерации и за ее пределами, и каждый гордится тем, что учился в одном из лучших учебных заведений Министерства транспорта — Омском институте водного транспорта и его структурном подразделении — Омском командном речном училище имени капитана В. И. Евдокимова.

досье

Иван Иванович Яновский родился 17 апреля 1932 года в селе Олифановка Черлакского района Омской области. Отец его был кузнецом, мать занималась крестьянским трудом. В 1934 году отец умер, и мать осталась с детьми одна. В 1940 году Иван пошел в первый класс Одесской средней школы, где окончил семь классов. А после школы, в 1947 году, в пятнадцать лет, сдав на отлично вступительные экзамены, поступил в Омское речное училище на судоводительское отделение. После училища проходил воинскую стажировку на Тихоокеанском флоте. В 1954 году поступил на очное отделение Новосибирского института инженеров водного транспорта. За свою долгую карьеру прошел все ступени профессионального мастерства. Окончив институт по специальности «инженер-механик», продолжил работать на Омском судоремонтном заводе, где начинал мастером механического, а затем дизельного цехов. Возглавлял планово-производственный отдел. В 1964 году был назначен на должность заместителя директора завода по технической эксплуатации флота, а затем 11 лет, с 1972 по 1983 год, был директором Омского судоремонтно-судостроительного завода. Высококвалифицированный и инициативный руководитель в марте 1993 года назначается главным инженером, а в октябре того же года — начальником Иртышского речного пароходства. С 1994 по 2014 год Иван Яновский был бессменным генеральным директором ОАО «Иртышское пароходство».
коментЕлена Заславская,  директор Омского института водного транспорта  (филиала) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»

— Сегодня у института и училища есть все для учебы, занятий спортом, культурных мероприятий, своя инфраструктура для проживания и питания. И эти моменты тоже обеспечивают качество подготовки. Утро курсанта начинается со строевого утреннего развода, поднятия Андреевского флага. Строевая подготовка включена в расписание занятий. Даже прием питания у нас тоже особый ритуал. В городе наши студенты и курсанты узнаваемы. Нет ни одного патриотического мероприятия, где бы ни принимали участие наши студенты. Тем более их отличают ответственность, дисциплина, форменная одежда. Ведь флот — это ответственность, дисциплина и строгое соблюдение субординация. И даже если кто-то сегодня работает не на флоте, все равно вложенные и воспитанные у нас качества позволяют им достигать серьезного карьерного роста.Если говорить о перспективах, то мы готовим открытие новой профильной специальности среднего звена — организация перевозок на транспорте, то есть будем готовить специалистов в области логистики. Сегодня институт ведет подготовку специалистов для внутреннего водного транспорта  и прибрежного плавания. Но мы видим интерес ребят еще и к морской подготовке. Да и в Омске живет немало специалистов, которые получили морские сертификаты и образование по морским переходам. Мы подумали: почему бы нам не занять и этот кластер? Это непростое дело, но мы этим занимаемся. Требования высокие. Конечная цель — получение признания Минтранса. Квалификационный уровень преподавательского состава это позволяет. Амбициозная задача, но она выполнима.

справка

В дореволюционное время в Западной Сибири речной флот существовал и развивался в основном благодаря частным предпринимателям и купцам. В 90-е годы XIX века активно создаются, распадаются и вновь возникают частновладельческие предприятия («Пароходство Поклевского-Козелла и К», «М. Д. Плотников и сыновья», «Корнилов и сыновья», Верхне-Иртышское товарищество пароходства и торговли» и др.). И только в начале XX века предприниматели начинают объединяться в более крупные компании. В 1912 году закончилось объединение Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли («Товарпар»), которое стало ведущей судоходной компанией в Западной Сибири. Немало памятных событий вписано в историю речного дела Западной Сибири. Это национализация торгового флота, Гражданская война, спасение флота, брошенного во льдах, создание в Омске Западно-Сибирского государственного речного пароходства, во главе которого стоял первый комиссар Иртыша Александр Николаевич Дианов. И пожалуй, в первом ряду героических дел иртышских речников по праву стоит хлебная Карская экспедиция, которая была организована и успешно проведена в 1920 году. Хлебный караван в составе пароходов «Волга», «Добрыня», «Заметный», «Мария», «Ока», «Омск» и 15 барж перевезли для нужд страны 9 202 тонны зерна в мешках, более тысячи тонн жировых продуктов и 16 тонн пушнины. Помимо насущной задачи Первая Карская экспедиция решила важнейшую стратегическую задачу в деле освоения Арктики. Она дала старт целой серии товарообменных Карских экспедиций, продолжавшихся до конца 1920-х годов и доказавших эффективность Северного морского пути.

 

Опубликовано: 09 сентября 2019 22:18
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

Где шьют лучшие в России перчатки для офицеров  и куртки для летчиков?

11 сентября 2019

Где шьют лучшие в России перчатки для офицеров и куртки для летчиков?

Об этом омском предприятии сегодня знают не многие — даже в родном городе. Зато оно хорошо известно в Российской армии. Именно здесь для военных шьют кожаные перчатки, а по признанию летчиков, выпускают самые лучшие куртки. ЗАО «Сибирь» — это одно из старейших предприятий региона, в прошлом году ему исполнилось 80 лет. 

Роснедра ставят  на баланс извлекаемые запасы Пайяхской группы месторождений

11 сентября 2019

Роснедра ставят на баланс извлекаемые запасы Пайяхской группы месторождений

 

Четырнадцатого июня началось бурение на Пайяхском нефтяном месторождении, запасы которого оцениваются в 1,2 миллиарда тонн. Таким образом, группа встанет в один ряд с такими гигантами, как Ванкорское и Федоровское месторождения в Западной Сибири, и, возможно, даже превзойдет их.   Ожидается, что всего за десять лет объем нефтедобычи в Красноярском крае вырастет пятикратно.

Четырнадцатого июня началось бурение на Пайяхском нефтяном месторождении, запасы которого оцениваются в 1,2 миллиарда тонн. Таким образом, группа встанет в один ряд с такими гигантами, как Ванкорское и Федоровское месторождения в Западной Сибири, и, возможно, даже превзойдет их.   Ожидается, что всего за десять лет объем нефтедобычи в Красноярском крае вырастет пятикратно.

 

«Газпром нефть» успешно завершила первую экспедицию к Земле Франца-Иосифа

11 сентября 2019

«Газпром нефть» успешно завершила первую экспедицию к Земле Франца-Иосифа

В результате четырехнедельной научной экспедиции проекта «Нарвал. Легенда Арктики» исследователям удалось получить уникальные данные об обитании нарвалов в российской Арктике, которые станут основой комплексной программы по изучению этого редкого вида до 2022 года.

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.