Появится ли в Сибири экспортный бензин?

Опубликовано: 05 сентября 2019 14:19
Поделиться в соцсетях:
Появится ли в Сибири экспортный бензин?

После завершения модернизации трех крупных нефтеперерабатывающих  заводов Казахстана профицит автомобильного топлива в республике превысил 1,2 миллиона тонн в год. Очевидно, что соседнее государство может стать и  станет серьезным экспортером бензина. Когда в сибирских городах ждать  развертывания сети казахстанских АЗС? На этот и другие вопросы отвечает  заместитель Института национальной энергетики Александр Фролов. 

 

— Александр Сергеевич, как Казахстан из импортера нефтепродуктов вдруг превратился в экспортера? 
— Напомню, что «в наследство» от Советского Союза Казахстану досталось три НПЗ: Атырауский, Павлодарский и Шымкентский. Но для развития экономики этих мощностей явно не хватало, поэтому долгие годы Казахстану приходилось завозить топливо из России. В частности, произведенное на Омском НПЗ, который ориентирован не только на сибирские регионы, но и на рынки Средней Азии. Несколько лет назад первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял решение о глубокой модернизации всех трех нефтезаводов, которая была завершена к концу прошлого года. 
В результате перерабатывающие мощности выросли с 13,8 до 16,5 миллиона тонн. Объем производства автомобильного бензина вырос сразу на 2,35 миллиона тонн, дизельного топлива — на 0,9 миллиона, авиакеросина — на 0,54 миллиона. В общей сложности это на 1,2 миллиона тонн больше, чем сегодня готов потреблять внутренний рынок Казахстана. 
— Следовательно, стоит ожидать экспансии на внешние  рынки? 
— История не самая простая. Дело в том, что до недавних пор Казахстан был ограничен в поставках нефтепродуктов в третьи страны, поскольку действовало соглашение о беспошлинном ввозе нефти и нефтепродуктов из России. Это было нужно для того, чтобы избежать реэкспорта. Но теперь эти ограничения сняты, министерства энергетики Республики Казахстан и Российской Федерации подписали соглашения, которые сняли запрет на поставки казахстанского бензина в страны СНГ. И в национальной нефтегазовой компании Казахстана «КазМунайГаз» уже сообщили, что в 2019 году готовы экспортировать эти самые 1,2 миллиона тонн в соседние страны: Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. 
Считается, что казахстанское топливо будет выигрывать по цене у российского за счет более короткого транспортного плеча. Во всяком случае, так заявляется. Но на самом деле все намного сложнее. 
Дело в том, что во всех перечисленных странах российские компании уже давно и успешно присутствуют. У «Лукойла» в Узбекистане так вообще самая разветвленная сеть АЗС. Так что выйти на этот, кстати, не очень большой и не очень платежеспособный рынок окажется не так просто. Здесь тоже нужно будет вести длительные переговоры, искать взаимные интересы. В общем, как и везде в бизнесе. И такие переговоры, насколько мне известно, уже идут. 
— А что мешает «КазМунайГазу» устремиться не на юг, а, например, на север? Российский рынок тоже относительно недалеко, он и объемнее, и платежеспособнее… 
— Все упирается в акцизы. Российские компании платят государству 12,5 тысячи рублей с тонны бензина, это 9,2 рубля с каждого литра. Казахстанские компании платят акциз, для понимания пропорции, один рубль с литра бензина. Но как только они завезут топливо на территорию России, то тоже должны будут уплатить положенный сбор. Поэтому если завести казахстанский бензин для реализации в Россию, то его привлекательная цена мгновенно растеряет все свое очарование. 
Поэтому в ближайшее время каких-то массовых поставок ожидать не приходится. Да, жители приграничных районов Омской области будут ездить в Казахстан, чтобы сэкономить на заправке. Это, кстати, обычная европейская практика: из Германии люди едут заправляться в Польшу, а из Польши — в Белоруссию, где топливо еще дешевле. Но это все имеет смысл, если граница действительно совсем рядом. 
— Тем не менее теперь уж казахстанскому бизнесу ничего не мешает открывать свои АЗС у нас, во всяком случае в СФО, и играть по общим правилам. На ваш взгляд, как скоро мы сможем увидеть такие станции? 
— Когда-нибудь обязательно увидим, но это будет трудный путь. И совсем не из-за того, что кто-то станет чинить препятствия. Просто у рынка нефтепродуктов есть свои сложности и правила. Например, любая территория уже достаточно плотно покрыта сетью местных АЗС. Игроки рынка хорошо знают территорию, уже освоили все востребованные площадки. У них раскинуты карты лояльности, отработана реклама, есть свои поклонники. 
Что должен делать новый участник рынка в таких условиях? Самое разумное — для начала купить пару-тройку АЗС, которые уже работают. А потом пройти весь тот путь, который конкуренты уже прошли. Сделать привлекательные условия, завоевать лояльность. Да и потребители должны просто привыкнуть к новому бренду. А это год-два работать заведомо в минус. 
АЗС под брендом казахстанских компаний наверняка появятся, но со временем. Просто рынок всегда заставляет развиваться. Для начала это будут станции престижа. И начнется все с крупных городов, если говорить о Сибири, таких как Омск и Новосибирск. 
Скорее всего, именно в Омске в первую очередь попробует себя казахстанский бизнес. Во всяком случае, будь я руководителем крупной казахстанской нефтяной компании, то сделал бы именно так. Открыть сеть АЗС там, где расположен самый крупный НПЗ в России, — это, действительно, престижно. 
справа
Минэнерго Республики Казахстан объявило о поставках ГСМ за рубеж. По словам главы ведомства Каната Бозумбаева, Казахстан в июне планирует поставить зарубежным партнерам пилотную партию, около 70 тысяч тонн бензина. Первым направлением станет Киргизия. Ведутся переговоры также о продаже в июле топлива в Армению и Белоруссию. Пока объемы небольшие, скорее пробные (партиями по десять тысяч тонн). Основная цель на первом этапе — отработать сам механизм поставок.

— Александр Сергеевич, как Казахстан из импортера нефтепродуктов вдруг превратился в экспортера? — Напомню, что «в наследство» от Советского Союза Казахстану досталось три НПЗ: Атырауский, Павлодарский и Шымкентский. Но для развития экономики этих мощностей явно не хватало, поэтому долгие годы Казахстану приходилось завозить топливо из России.

В частности, произведенное на Омском НПЗ, который ориентирован не только на сибирские регионы, но и на рынки Средней Азии. Несколько лет назад первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял решение о глубокой модернизации всех трех нефтезаводов, которая была завершена к концу прошлого года. 

В результате перерабатывающие мощности выросли с 13,8 до 16,5 миллиона тонн. Объем производства автомобильного бензина вырос сразу на 2,35 миллиона тонн, дизельного топлива — на 0,9 миллиона, авиакеросина — на 0,54 миллиона. В общей сложности это на 1,2 миллиона тонн больше, чем сегодня готов потреблять внутренний рынок Казахстана. 

— Следовательно, стоит ожидать экспансии на внешние  рынки? 

— История не самая простая. Дело в том, что до недавних пор Казахстан был ограничен в поставках нефтепродуктов в третьи страны, поскольку действовало соглашение о беспошлинном ввозе нефти и нефтепродуктов из России. Это было нужно для того, чтобы избежать реэкспорта. Но теперь эти ограничения сняты, министерства энергетики Республики Казахстан и Российской Федерации подписали соглашения, которые сняли запрет на поставки казахстанского бензина в страны СНГ.

И в национальной нефтегазовой компании Казахстана «КазМунайГаз» уже сообщили, что в 2019 году готовы экспортировать эти самые 1,2 миллиона тонн в соседние страны: Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Считается, что казахстанское топливо будет выигрывать по цене у российского за счет более короткого транспортного плеча. Во всяком случае, так заявляется. Но на самом деле все намного сложнее. Дело в том, что во всех перечисленных странах российские компании уже давно и успешно присутствуют. У «Лукойла» в Узбекистане так вообще самая разветвленная сеть АЗС.

Так что выйти на этот, кстати, не очень большой и не очень платежеспособный рынок окажется не так просто. Здесь тоже нужно будет вести длительные переговоры, искать взаимные интересы. В общем, как и везде в бизнесе. И такие переговоры, насколько мне известно, уже идут. 

— А что мешает «КазМунайГазу» устремиться не на юг, а, например, на север? Российский рынок тоже относительно недалеко, он и объемнее, и платежеспособнее… 

— Все упирается в акцизы. Российские компании платят государству 12,5 тысячи рублей с тонны бензина, это 9,2 рубля с каждого литра. Казахстанские компании платят акциз, для понимания пропорции, один рубль с литра бензина. Но как только они завезут топливо на территорию России, то тоже должны будут уплатить положенный сбор. Поэтому если завести казахстанский бензин для реализации в Россию, то его привлекательная цена мгновенно растеряет все свое очарование. Поэтому в ближайшее время каких-то массовых поставок ожидать не приходится. Да, жители приграничных районов Омской области будут ездить в Казахстан, чтобы сэкономить на заправке. Это, кстати, обычная европейская практика: из Германии люди едут заправляться в Польшу, а из Польши — в Белоруссию, где топливо еще дешевле. Но это все имеет смысл, если граница действительно совсем рядом. 

— Тем не менее теперь уж казахстанскому бизнесу ничего не мешает открывать свои АЗС у нас, во всяком случае в СФО, и играть по общим правилам. На ваш взгляд, как скоро мы сможем увидеть такие станции? 

— Когда-нибудь обязательно увидим, но это будет трудный путь. И совсем не из-за того, что кто-то станет чинить препятствия. Просто у рынка нефтепродуктов есть свои сложности и правила. Например, любая территория уже достаточно плотно покрыта сетью местных АЗС. Игроки рынка хорошо знают территорию, уже освоили все востребованные площадки. У них раскинуты карты лояльности, отработана реклама, есть свои поклонники. Что должен делать новый участник рынка в таких условиях? Самое разумное — для начала купить пару-тройку АЗС, которые уже работают. А потом пройти весь тот путь, который конкуренты уже прошли. Сделать привлекательные условия, завоевать лояльность. Да и потребители должны просто привыкнуть к новому бренду. А это год-два работать заведомо в минус. 

АЗС под брендом казахстанских компаний наверняка появятся, но со временем. Просто рынок всегда заставляет развиваться. Для начала это будут станции престижа. И начнется все с крупных городов, если говорить о Сибири, таких как Омск и Новосибирск. 

Скорее всего, именно в Омске в первую очередь попробует себя казахстанский бизнес. Во всяком случае, будь я руководителем крупной казахстанской нефтяной компании, то сделал бы именно так.

Открыть сеть АЗС там, где расположен самый крупный НПЗ в России, — это, действительно, престижно. 

Cправа

Минэнерго Республики Казахстан объявило о поставках ГСМ за рубеж. По словам главы ведомства Каната Бозумбаева, Казахстан в июне планирует поставить зарубежным партнерам пилотную партию, около 70 тысяч тонн бензина. Первым направлением станет Киргизия. Ведутся переговоры также о продаже в июле топлива в Армению и Белоруссию. Пока объемы небольшие, скорее пробные (партиями по десять тысяч тонн). Основная цель на первом этапе — отработать сам механизм поставок.

 

Опубликовано: 05 сентября 2019 14:19
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

Где шьют лучшие в России перчатки для офицеров  и куртки для летчиков?

11 сентября 2019

Где шьют лучшие в России перчатки для офицеров и куртки для летчиков?

Об этом омском предприятии сегодня знают не многие — даже в родном городе. Зато оно хорошо известно в Российской армии. Именно здесь для военных шьют кожаные перчатки, а по признанию летчиков, выпускают самые лучшие куртки. ЗАО «Сибирь» — это одно из старейших предприятий региона, в прошлом году ему исполнилось 80 лет. 

Роснедра ставят  на баланс извлекаемые запасы Пайяхской группы месторождений

11 сентября 2019

Роснедра ставят на баланс извлекаемые запасы Пайяхской группы месторождений

 

Четырнадцатого июня началось бурение на Пайяхском нефтяном месторождении, запасы которого оцениваются в 1,2 миллиарда тонн. Таким образом, группа встанет в один ряд с такими гигантами, как Ванкорское и Федоровское месторождения в Западной Сибири, и, возможно, даже превзойдет их.   Ожидается, что всего за десять лет объем нефтедобычи в Красноярском крае вырастет пятикратно.

Четырнадцатого июня началось бурение на Пайяхском нефтяном месторождении, запасы которого оцениваются в 1,2 миллиарда тонн. Таким образом, группа встанет в один ряд с такими гигантами, как Ванкорское и Федоровское месторождения в Западной Сибири, и, возможно, даже превзойдет их.   Ожидается, что всего за десять лет объем нефтедобычи в Красноярском крае вырастет пятикратно.

 

«Газпром нефть» успешно завершила первую экспедицию к Земле Франца-Иосифа

11 сентября 2019

«Газпром нефть» успешно завершила первую экспедицию к Земле Франца-Иосифа

В результате четырехнедельной научной экспедиции проекта «Нарвал. Легенда Арктики» исследователям удалось получить уникальные данные об обитании нарвалов в российской Арктике, которые станут основой комплексной программы по изучению этого редкого вида до 2022 года.

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.