Первому омскому аэропорту исполняется 90 лет

Опубликовано: 14 апреля 2019 10:32
Поделиться в соцсетях:
Первому омскому аэропорту исполняется 90 лет

Днем рождения омского аэропорта считается17 мая 1929 года. В этот день из Иркутска в Новосибирск вылетел самолет «Фоккер Ц-4», который после этого перелета с почтовой эстафетой взял курс на Омск. Сам первый аэропорт располагался в помещениях мельницы. 

 

В эти первые сутки работы в аэропорт Омска прибыло аж два почтовых самолета, тем самым положив начало истории омской гражданской авиации. Уже через год, в 1930-м, в городе открывается школа летчиков-планеристов Омгоросоавиахима, вскоре появляются в Омске и первые самолеты: П-5, АНТ-9, чуть позже — К-5 и ПО-2.
В мае 1931 года на трехмоторных самолетах АНТ-9 открывается регулярное воздушное пассажирское сообщение Москва — Новосибирск. Продолжительность всего перелета составляла 14 часов, а время в полете между Омском и Новосибирском — 3 часа. В эти же годы Омская аэростанция становится узловой, тогда первые самолеты устанавливают регулярные рейсы в город Обдорск, ныне Салехард.
Первыми зданиями аэропорта становятся помещения пустующей мельницы купца Емельянова (ныне не сохранившиеся). Тогда же устанавливаются первые рейсы между Омском и районными центрами: Большеречьем и Тарой. Для обеспечения нормальной работы авиаторов строятся первые здания аэровокзала. Однако омское звено авиации еще несамостоятельно и подчиняется 210-му летному отряду Новосибирска.
В 1933 году омский аэропорт был включен в обслуживание зимнего пассажирского и почтового грузового движения. И через год омский аэропорт становится узловым на участке всей Западно-Сибирской трассы. Знаковым событием становится день 8 августа 1936 года, когда в Омске совершил посадку АНТ-25, выполнявший полет по маршруту Москва — остров Удд (Дальний Восток). В этот день омичи встречали участников этого перелета: В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова, за 56 часов 20 минут преодолевших без посадок 9 374 километра.
Следующей вехой советской авиации становится перелет летчика-полярника Ф. Б. Фариха по маршруту Москва — Уэлен — Москва. Его самолет Н-120 тоже совершил посадку в Омске 12 февраля 1937 года. Экипаж Фариха побывал почти на всех полярных зимовках на побережьях Чукотского, Карского морей и моря Лаптевых.
Во время Великой Отечественной войны в Омске была создана перегоночная авиаэскадрилья, которая обеспечила перегон из Комсомольска-на-Амуре 117 дальних бомбардировщиков в прифронтовую полосу. 
На этом бурная история развития омского аэропорта делает паузу. После войны в нашем городе приземлялись только «кукурузники» ПО-2. Но это стало лишь затишьем накануне бурного развития скоростной авиационной техники, когда на авиалиниях появляются: Ил-12 (1947), Ан-2 (1950), Ил-14 (1954).
Спустя всего 11 лет после Победы, 15 сентября 1956 года, в омский аэропорт прибыл регулярным рейсом первый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104.
И уже через два года, в 1958 году, в Омске открывается новый аэровокзал.
Здание аэропорта построено в стиле советского классицизма по типовому проекту, разработанному в начале 1950-х годов московским НИИ «Авиапроект». В нем были расположены зал ожидания на 100 мест, ресторан, операционный зал со справочным бюро, кассами, камерой хранения и телеграфом.На площади перед зданием был установлен памятник авиатору и авиатехнику (он не сохранился, хотя разговоры о его восстановлении идут и поныне).
В 1970 году, после строительства и введения в эксплуатацию аэропорта Омск-Центральный, здание и терминалы старого аэропорта становятся аэровокзалом местных авиалиний. 
До начала 1990-х Омский аэропорт местных авиалиний связывал 17 омских районных центров и населенных пунктов с Омском. На самолете Ан-24 можно было быстро и довольно комфортно добраться до областного центра, минуя таежное бездорожье и весенне-осеннюю распутицу. У жителей сельских районов была возможность утром улететь в Омск, а вечером того же дня вернуться домой. Перелеты были регулярными, а инфраструктура местных авиасообщений — развитой.
В 1992 году по всей стране аэропорты, подобные омскому аэропорту местных авиалиний, были закрыты. В 1990-е в помещениях омского аэровокзала некоторое время располагался вещевой рынок. 
Сегодня здание омского аэропорта местных авиалиний является памятником архитектуры регионального значения. Здесь открыта специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 21 имени Леонида Киселева.
досье
Георгий Филиппович Байдуков (1907–1994) — советский летчик-испытатель; военачальник, один из руководителей создания системы ПВО СССР в 1950-е — 1970-е годы, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, кавалер наибольшего числа орденов СССР (21 орден СССР), писатель. Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта Омской железной дороги (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 года работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.В 1920–1924 годах училсяв Омской профтешколе. 
В марте 1926 года добровольцем вступил в Красную армию. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 году — Первую военную школу летчиков имени А. Ф. Мясникова. С июня 1928 года служил младшим летчиком и старшим летчиком в 20-м отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа. 20–22 июля 1936 года на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяженностью 9 374 километра.
Участвовал в советско-финской войне с 27 декабря 1939 по март 1940 года командиром авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта. После подписания перемирия с Финляндией вернулся к испытательной работе на том же авиационном заводе. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолетов. С ноября 1941 года — заместитель командира 31-й смешанной авиационнойдивизии.
С ноября 1941 года — в действующей армии. После войны — на командных должностях в ВВС. В декабре 1947 года — декабре 1949 года — начальник Главного управления Гражданского Воздушного Флота СССР. В 1951 году окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С мая 1953 года — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С июня 1955 — первый заместитель начальника, с апреля 1957 года  — начальник 4-го Главного управления Министерства обороны СССР — член Военного совета Войск ПВО. С сентября 1972 года — научный консультант главнокомандующего войсками ПВО.

В эти первые сутки работы в аэропорт Омска прибыло аж два почтовых самолета, тем самым положив начало истории омской гражданской авиации. Уже через год, в 1930-м, в городе открывается школа летчиков-планеристов Омгоросоавиахима, вскоре появляются в Омске и первые самолеты: П-5, АНТ-9, чуть позже — К-5 и ПО-2.

В мае 1931 года на трехмоторных самолетах АНТ-9 открывается регулярное воздушное пассажирское сообщение Москва — Новосибирск. Продолжительность всего перелета составляла 14 часов, а время в полете между Омском и Новосибирском — 3 часа. В эти же годы Омская аэростанция становится узловой, тогда первые самолеты устанавливают регулярные рейсы в город Обдорск, ныне Салехард.

Первыми зданиями аэропорта становятся помещения пустующей мельницы купца Емельянова (ныне не сохранившиеся). Тогда же устанавливаются первые рейсы между Омском и районными центрами: Большеречьем и Тарой. Для обеспечения нормальной работы авиаторов строятся первые здания аэровокзала. Однако омское звено авиации еще несамостоятельно и подчиняется 210-му летному отряду Новосибирска.

В 1933 году омский аэропорт был включен в обслуживание зимнего пассажирского и почтового грузового движения. И через год омский аэропорт становится узловым на участке всей Западно-Сибирской трассы. Знаковым событием становится день 8 августа 1936 года, когда в Омске совершил посадку АНТ-25, выполнявший полет по маршруту Москва — остров Удд (Дальний Восток). В этот день омичи встречали участников этого перелета: В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова, за 56 часов 20 минут преодолевших без посадок 9 374 километра.

Следующей вехой советской авиации становится перелет летчика-полярника Ф. Б. Фариха по маршруту Москва — Уэлен — Москва. Его самолет Н-120 тоже совершил посадку в Омске 12 февраля 1937 года. Экипаж Фариха побывал почти на всех полярных зимовках на побережьях Чукотского, Карского морей и моря Лаптевых.

Во время Великой Отечественной войны в Омске была создана перегоночная авиаэскадрилья, которая обеспечила перегон из Комсомольска-на-Амуре 117 дальних бомбардировщиков в прифронтовую полосу. 

На этом бурная история развития омского аэропорта делает паузу. После войны в нашем городе приземлялись только «кукурузники» ПО-2. Но это стало лишь затишьем накануне бурного развития скоростной авиационной техники, когда на авиалиниях появляются: Ил-12 (1947), Ан-2 (1950), Ил-14 (1954).Спустя всего 11 лет после Победы, 15 сентября 1956 года, в омский аэропорт прибыл регулярным рейсом первый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104.И уже через два года, в 1958 году, в Омске открывается новый аэровокзал.

Здание аэропорта построено в стиле советского классицизма по типовому проекту, разработанному в начале 1950-х годов московским НИИ «Авиапроект». В нем были расположены зал ожидания на 100 мест, ресторан, операционный зал со справочным бюро, кассами, камерой хранения и телеграфом.На площади перед зданием был установлен памятник авиатору и авиатехнику (он не сохранился, хотя разговоры о его восстановлении идут и поныне).

В 1970 году, после строительства и введения в эксплуатацию аэропорта Омск-Центральный, здание и терминалы старого аэропорта становятся аэровокзалом местных авиалиний. 

До начала 1990-х Омский аэропорт местных авиалиний связывал 17 омских районных центров и населенных пунктов с Омском. На самолете Ан-24 можно было быстро и довольно комфортно добраться до областного центра, минуя таежное бездорожье и весенне-осеннюю распутицу. У жителей сельских районов была возможность утром улететь в Омск, а вечером того же дня вернуться домой. Перелеты были регулярными, а инфраструктура местных авиасообщений — развитой.

В 1992 году по всей стране аэропорты, подобные омскому аэропорту местных авиалиний, были закрыты. В 1990-е в помещениях омского аэровокзала некоторое время располагался вещевой рынок. 

Сегодня здание омского аэропорта местных авиалиний является памятником архитектуры регионального значения. Здесь открыта специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 21 имени Леонида Киселева.

Досье

Георгий Филиппович Байдуков (1907–1994) — советский летчик-испытатель; военачальник, один из руководителей создания системы ПВО СССР в 1950-е — 1970-е годы, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, кавалер наибольшего числа орденов СССР (21 орден СССР), писатель. Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта Омской железной дороги (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника.

В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 года работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.В 1920–1924 годах училсяв Омской профтешколе. В марте 1926 года добровольцем вступил в Красную армию. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 году — Первую военную школу летчиков имени А. Ф. Мясникова. С июня 1928 года служил младшим летчиком и старшим летчиком в 20-м отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа. 20–22 июля 1936 года на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяженностью 9 374 километра.

Участвовал в советско-финской войне с 27 декабря 1939 по март 1940 года командиром авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта. После подписания перемирия с Финляндией вернулся к испытательной работе на том же авиационном заводе. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолетов. С ноября 1941 года — заместитель командира 31-й смешанной авиационнойдивизии.

С ноября 1941 года — в действующей армии. После войны — на командных должностях в ВВС. В декабре 1947 года — декабре 1949 года — начальник Главного управления Гражданского Воздушного Флота СССР. В 1951 году окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С мая 1953 года — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С июня 1955 — первый заместитель начальника, с апреля 1957 года  — начальник 4-го Главного управления Министерства обороны СССР — член Военного совета Войск ПВО. С сентября 1972 года — научный консультант главнокомандующего войсками ПВО.

 

Опубликовано: 14 апреля 2019 10:32
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

ГК «Титан» вложится в экологию региона чистой продукцией

24 июня 2019

ГК «Титан» вложится в экологию региона чистой продукцией

Такое заявление сделал генеральный директор АО «ГК «Титан» Ян Кирсанов на региональной конференции «Чистый воздух», где обсуждалась экологическая ситуация в области и пути снижения нагрузки на окружающую среду.

Такое заявление сделал генеральный директор АО «ГК «Титан» Ян Кирсанов на региональной конференции «Чистый воздух», где обсуждалась экологическая ситуация в области и пути снижения нагрузки на окружающую среду.

Станцию омского метро «Заречная» подготовят к консервации до 15 июля

21 июня 2019

Станцию омского метро «Заречная» подготовят к консервации до 15 июля

 

Сама консервация при этом начнется не раньше следующего года. Сейчас подрядчик только расчистит территорию от деревьев и кустарников, демонтирует расположенные на ней здания и сети и заменит ограждение.

Сама консервация при этом начнется не раньше следующего года. Сейчас подрядчик только расчистит территорию от деревьев и кустарников, демонтирует расположенные на ней здания и сети и заменит ограждение.

 

«Омский каучук» получил очередную партию оборудования для производства кумола по обновленной технологии

19 июня 2019

«Омский каучук» получил очередную партию оборудования для производства кумола по обновленной технологии

Емкостное оборудование, поступившее на омский завод, произведено на российских предприятиях и полностью соответствует необходимым требованиями в области экологии и промышленной безопасности.

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.