Где в Омске внедряют новейшие технологии ремонта дорог

Опубликовано: 13 апреля 2019 15:56
Автор: Игорь Буторин
 
Фото: Сергей Мельников
Поделиться в соцсетях:
Где в Омске внедряют новейшие технологии ремонта дорог

Острота дорожной проблемы в Омске за последние три года существенно снизилась. Однако спорных вопросов в отрасли, в первую очередь технологических, по-прежнему хватает. На них отвечают эксперты одного из старейших омских высших учебных заведений — Сибирского государственного автомобильно-дорожного  университета. 

 

Ресайклинг вместо фрезы
Визит в СибАДИ, один из самых авторитетных вузов Омска, мы решили начать с кафедры «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог». Доцент этой кафедры Александр Лыткин имеет не только огромный преподавательский и научный опыт, довелось ему поработать и во властных структурах города, поэтому проблему строительства и эксплуатации дорогон изучил, что называется, всесторонне.
— СибАДИ, помимо своих прямых обязанностей, занимается разработкой и внедрением инновационных технологий, современных материалов с целью снижения затрат на строительство, ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог в регионе и стране.
Наши преподаватели являются членами технических советов при профильных министерствах и ведомствах региона. По сути, мы проявляем инициативу по той или иной проблеме, которую рассматривает власть, и в случае одобрения наших разработок они внедряются, — подчеркивает Лыткин. 
Напомним, что вот уже три года федеральный центр выделяет серьезные деньги на ремонт дорог Омской агломерации. В среднем по миллиарду рублей на городские и столько же — на пригородные дороги. 
Однако, по мнению Александра Лыткина, в первый год реализации программы «Безопасные и качественные дороги» (2016) средства, выделяемые на ремонт городских дорог, расходовались  недостаточно эффективно. Независимо от состояния дороги применялась только традиционная технология ремонта: фрезерование покрытия, ямочный ремонт и укладка асфальтобетонной смеси с помощью асфальтоукладчика. Причем в стремлении сэкономить на стоимости ремонта заказчик отдавал предпочтение асфальтобетонным смесям (тип Б марки II), не обеспечивающим необходимую долговечность дорожных покрытий.
Благодаря тому что удалось убедить власти в необходимости использовать индивидуальный подход при ремонте каждой дороги, с 2017 года в Омске была внедрена технология холодного ресайклинга. Ее применяют тогда, когда с помощью фрезы и асфальто-укладчика приводить дорогу в порядок технически сложно и экономически нецелесообразно. Примером могут служить Красноярский тракт и Восточная объездная дорога (между улицей 10 лет Октября и Космическим проспектом). В этих случаях ресайклер — машина, которая превращает остатки прежнего покрытия и часть основания дороги в асфальтовый гранулянт, обогащенный цементной суспензией, — становится незаменимым. Он создает монолитное основание, которое затем покрывается одним или двумя слоями асфальта. 
Раньше такую технологию в Омске не применяли. Да и машин для нее в России немного, включая две у омской компании «Стройсервис». 
– В настоящее время по технологии холодного ресайклинга отремонтировано восемь дорог, находившихся в крайне неудовлетворительном состоянии. В 2019 году ремонт дорог по данной технологии будет продолжен. В частности, планируется восстановить очень нужную для транспортного обеспечения города дорогу к поселку Большие Поля, на участке от Красноярского тракта до Пушкинского тракта. Этот метод ремонта работает на долговечность и при этом более экономичен по сравнению со старыми, «заплатными» технологиями, — подчеркивает Александр Лыткин. 
Другая инновационная и нетрадиционная технология – горячий ресайклинг. Наиболее эффективный вариант этой технологии – «Ремикс плюс», при которой восстановление изношенного асфальтобетонного покрытия производят путем повторного использования материала старого покрытия после его разогрева специальным разогревателем, рыхления, регенерации, укладки и уплотнения с последующим устройством верхнего слоя из плотной новой смеси. Все операции осуществляются за один проход ведущей машины, называемой ремиксер. Данная технология позволяет за счет использования материала старого покрытия снизить стоимость ремонта на 15–30% и повысить межремонтные сроки. 
— С нашей подачи эту технологию успешно применяют в Омске последние два года. Можно записать в актив СибАДИ и то, что в Омске наконец-то начали проводить профессиональную диагностику дорог и их ремонта, — говорит доцент кафедры СибАДИ. 
Материальная база
Несколько слов о самих материалах. Омские ученые видят большой потенциал в использовании щебеночно-мастичной смеси (ЩМА), которая стоит чуть дороже традиционного асфальта, но долговечность таких покрытий в два с половиной раза выше, чем у традиционных материалов. Причем эти смеси адаптированы практически к любым природным условиям. Они используются и в теплых странах типа Испании и Италии, а также прекрасно себя зарекомендовали в условиях нашего Крайнего Севера. Кстати, на сочинских олимпийских объектах использовали только ЩМА.
Экспертам СибАДИ удалось убедить заказчиков, что не стоит опасаться некоторого удорожания строительства, потому что в выиг-рыше долговечность дороги. Притом у ЩМА сцепные качества в разы выше, чем у традиционных покрытий, а это уже безопасность на дорогах. В итоге в 2018 году 25 процентов отремонтированных дорог было покрыто ЩМА. В 2019 году в проекте заложено использование ЩМА при ремонте половины омских дорог. 
Большой проблемой Омска являются дороги частного сектора, в городе протяженность этих грунтовок — около 450 километров. По словам Александра Лыткина, есть у омских ученых решение и этой проблемы. В СибАДИ давно разработано покрытие облегченного типа с применением отходов промышленности. 
— Кроме того, мы предложили использовать отходы глиноземного производства, белитовые шламы. Их можно применять для монолитных оснований и покрытий переходного типа, — уточняет Александр Лыткин. — С применением этого материала уже построены сотни километров дорог. По нашей инициативе был привезен вагон шлама из Красноярского края, и мы разработали методику лабораторных исследований, а специалисты ЗАО «Стройсервис» изготовили образцы, и даже построили опытный участок для тестирования. По результатам наших исследований СибАДИ намерен рекомендовать этот материал для строительства дорог в Омской области, так как свойства его уникальны. 
Убедить заказчика
Но несмотря на относительные успехи, проблем в омском дорожном строительстве по-прежнему хватает. 
— Чего нам пока не удалось сделать, так это убедить заказчиков в том, что если дорога находится в относительно неплохом состоянии по прочностным характеристикам, то не--
обязательно сверху укладывать 5–7 сантиметров нового асфальта. Есть гораздо более экономичные технологии, которые будут эффективны для ремонта, — печалится Лыткин. — Сложности эти причем исключительно в головах региональных заказчиков, ведь в соседних областях технологии успешно используются. Мы надеемся, что проекты ремонта и строительства будут активнее рассматриваться на общественных советах, созданных при министерствах. Там хватает профессионалов, которые смогут повысить эффективность работы, — говорит ученый. 
Также непонятно, почему в Омской области не используют так называемые сборные покрытия с примением железобетонных плит. Сегодня дорожники возят щебень из отдаленных районов, хотя могли бы использовать для покрытия железобетонные плиты, которые прекрасно работают во всех соседних областях Сибири. При использовании этой технологии регион смог бы обеспечить работой наши заводы ЖБИ и смог бы построить долговечные дороги в сельских районах Омской области.
факт
Двадцать пятого января 2018 года вышло постановление правительства РФ об использовании отходов промышленности в дорожном ремонте. Омские автодорожники разработали технологию использования баритовых шламов и готовы предоставлять любую техническую документацию по этой технологии. Технология — оригинальная, это полностью отечественная разработка.
 

Ресайклинг вместо фрезы

Визит в СибАДИ, один из самых авторитетных вузов Омска, мы решили начать с кафедры «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог». Доцент этой кафедры Александр Лыткин имеет не только огромный преподавательский и научный опыт, довелось ему поработать и во властных структурах города, поэтому проблему строительства и эксплуатации дорогон изучил, что называется, всесторонне.

— СибАДИ, помимо своих прямых обязанностей, занимается разработкой и внедрением инновационных технологий, современных материалов с целью снижения затрат на строительство, ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог в регионе и стране.

Наши преподаватели являются членами технических советов при профильных министерствах и ведомствах региона. По сути, мы проявляем инициативу по той или иной проблеме, которую рассматривает власть, и в случае одобрения наших разработок они внедряются, — подчеркивает Лыткин. 

Напомним, что вот уже три года федеральный центр выделяет серьезные деньги на ремонт дорог Омской агломерации. В среднем по миллиарду рублей на городские и столько же — на пригородные дороги. 

Однако, по мнению Александра Лыткина, в первый год реализации программы «Безопасные и качественные дороги» (2016) средства, выделяемые на ремонт городских дорог, расходовались  недостаточно эффективно. Независимо от состояния дороги применялась только традиционная технология ремонта: фрезерование покрытия, ямочный ремонт и укладка асфальтобетонной смеси с помощью асфальтоукладчика. Причем в стремлении сэкономить на стоимости ремонта заказчик отдавал предпочтение асфальтобетонным смесям (тип Б марки II), не обеспечивающим необходимую долговечность дорожных покрытий.

Благодаря тому что удалось убедить власти в необходимости использовать индивидуальный подход при ремонте каждой дороги, с 2017 года в Омске была внедрена технология холодного ресайклинга. Ее применяют тогда, когда с помощью фрезы и асфальто-укладчика приводить дорогу в порядок технически сложно и экономически нецелесообразно. Примером могут служить Красноярский тракт и Восточная объездная дорога (между улицей 10 лет Октября и Космическим проспектом). В этих случаях ресайклер — машина, которая превращает остатки прежнего покрытия и часть основания дороги в асфальтовый гранулянт, обогащенный цементной суспензией, — становится незаменимым. Он создает монолитное основание, которое затем покрывается одним или двумя слоями асфальта. 

Раньше такую технологию в Омске не применяли. Да и машин для нее в России немного, включая две у омской компании «Стройсервис». 

– В настоящее время по технологии холодного ресайклинга отремонтировано восемь дорог, находившихся в крайне неудовлетворительном состоянии. В 2019 году ремонт дорог по данной технологии будет продолжен. В частности, планируется восстановить очень нужную для транспортного обеспечения города дорогу к поселку Большие Поля, на участке от Красноярского тракта до Пушкинского тракта. Этот метод ремонта работает на долговечность и при этом более экономичен по сравнению со старыми, «заплатными» технологиями, — подчеркивает Александр Лыткин. 

Другая инновационная и нетрадиционная технология – горячий ресайклинг. Наиболее эффективный вариант этой технологии – «Ремикс плюс», при которой восстановление изношенного асфальтобетонного покрытия производят путем повторного использования материала старого покрытия после его разогрева специальным разогревателем, рыхления, регенерации, укладки и уплотнения с последующим устройством верхнего слоя из плотной новой смеси. Все операции осуществляются за один проход ведущей машины, называемой ремиксер. Данная технология позволяет за счет использования материала старого покрытия снизить стоимость ремонта на 15–30% и повысить межремонтные сроки. 

— С нашей подачи эту технологию успешно применяют в Омске последние два года. Можно записать в актив СибАДИ и то, что в Омске наконец-то начали проводить профессиональную диагностику дорог и их ремонта, — говорит доцент кафедры СибАДИ. 

Материальная база

Несколько слов о самих материалах. Омские ученые видят большой потенциал в использовании щебеночно-мастичной смеси (ЩМА), которая стоит чуть дороже традиционного асфальта, но долговечность таких покрытий в два с половиной раза выше, чем у традиционных материалов. Причем эти смеси адаптированы практически к любым природным условиям. Они используются и в теплых странах типа Испании и Италии, а также прекрасно себя зарекомендовали в условиях нашего Крайнего Севера. Кстати, на сочинских олимпийских объектах использовали только ЩМА.

Экспертам СибАДИ удалось убедить заказчиков, что не стоит опасаться некоторого удорожания строительства, потому что в выиг-рыше долговечность дороги. Притом у ЩМА сцепные качества в разы выше, чем у традиционных покрытий, а это уже безопасность на дорогах. В итоге в 2018 году 25 процентов отремонтированных дорог было покрыто ЩМА. В 2019 году в проекте заложено использование ЩМА при ремонте половины омских дорог. 

Большой проблемой Омска являются дороги частного сектора, в городе протяженность этих грунтовок — около 450 километров. По словам Александра Лыткина, есть у омских ученых решение и этой проблемы. В СибАДИ давно разработано покрытие облегченного типа с применением отходов промышленности. 

— Кроме того, мы предложили использовать отходы глиноземного производства, белитовые шламы. Их можно применять для монолитных оснований и покрытий переходного типа, — уточняет Александр Лыткин. — С применением этого материала уже построены сотни километров дорог. По нашей инициативе был привезен вагон шлама из Красноярского края, и мы разработали методику лабораторных исследований, а специалисты ЗАО «Стройсервис» изготовили образцы, и даже построили опытный участок для тестирования. По результатам наших исследований СибАДИ намерен рекомендовать этот материал для строительства дорог в Омской области, так как свойства его уникальны. 

Убедить заказчика

Но несмотря на относительные успехи, проблем в омском дорожном строительстве по-прежнему хватает. 

— Чего нам пока не удалось сделать, так это убедить заказчиков в том, что если дорога находится в относительно неплохом состоянии по прочностным характеристикам, то не--
обязательно сверху укладывать 5–7 сантиметров нового асфальта. Есть гораздо более экономичные технологии, которые будут эффективны для ремонта, — печалится Лыткин. — Сложности эти причем исключительно в головах региональных заказчиков, ведь в соседних областях технологии успешно используются. Мы надеемся, что проекты ремонта и строительства будут активнее рассматриваться на общественных советах, созданных при министерствах. Там хватает профессионалов, которые смогут повысить эффективность работы, — говорит ученый. 

Также непонятно, почему в Омской области не используют так называемые сборные покрытия с примением железобетонных плит. Сегодня дорожники возят щебень из отдаленных районов, хотя могли бы использовать для покрытия железобетонные плиты, которые прекрасно работают во всех соседних областях Сибири. При использовании этой технологии регион смог бы обеспечить работой наши заводы ЖБИ и смог бы построить долговечные дороги в сельских районах Омской области.


Факт

Двадцать пятого января 2018 года вышло постановление правительства РФ об использовании отходов промышленности в дорожном ремонте. Омские автодорожники разработали технологию использования баритовых шламов и готовы предоставлять любую техническую документацию по этой технологии. Технология — оригинальная, это полностью отечественная разработка. 

 

Опубликовано: 13 апреля 2019 15:56
Автор: Игорь Буторин
 
Фото: Сергей Мельников
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

Где шьют лучшие в России перчатки для офицеров  и куртки для летчиков?

11 сентября 2019

Где шьют лучшие в России перчатки для офицеров и куртки для летчиков?

Об этом омском предприятии сегодня знают не многие — даже в родном городе. Зато оно хорошо известно в Российской армии. Именно здесь для военных шьют кожаные перчатки, а по признанию летчиков, выпускают самые лучшие куртки. ЗАО «Сибирь» — это одно из старейших предприятий региона, в прошлом году ему исполнилось 80 лет. 

Роснедра ставят  на баланс извлекаемые запасы Пайяхской группы месторождений

11 сентября 2019

Роснедра ставят на баланс извлекаемые запасы Пайяхской группы месторождений

 

Четырнадцатого июня началось бурение на Пайяхском нефтяном месторождении, запасы которого оцениваются в 1,2 миллиарда тонн. Таким образом, группа встанет в один ряд с такими гигантами, как Ванкорское и Федоровское месторождения в Западной Сибири, и, возможно, даже превзойдет их.   Ожидается, что всего за десять лет объем нефтедобычи в Красноярском крае вырастет пятикратно.

Четырнадцатого июня началось бурение на Пайяхском нефтяном месторождении, запасы которого оцениваются в 1,2 миллиарда тонн. Таким образом, группа встанет в один ряд с такими гигантами, как Ванкорское и Федоровское месторождения в Западной Сибири, и, возможно, даже превзойдет их.   Ожидается, что всего за десять лет объем нефтедобычи в Красноярском крае вырастет пятикратно.

 

«Газпром нефть» успешно завершила первую экспедицию к Земле Франца-Иосифа

11 сентября 2019

«Газпром нефть» успешно завершила первую экспедицию к Земле Франца-Иосифа

В результате четырехнедельной научной экспедиции проекта «Нарвал. Легенда Арктики» исследователям удалось получить уникальные данные об обитании нарвалов в российской Арктике, которые станут основой комплексной программы по изучению этого редкого вида до 2022 года.

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.