Омские автобусы активно переводят на газомоторное топливо

Опубликовано: 12 апреля 2019 13:51
Автор: Анатолий Шестаков
 
Фото: Анатолий Шестаков
Поделиться в соцсетях:
Омские автобусы активно переводят на газомоторное топливо

Компания «Газпром газомоторное топливо» и региональное правительство начали работать над амбициозным проектом развития рынка газомоторного топлива. По нему «Газпром» инвестирует более 300 миллионов рублей в создание инфраструктуры автоматических газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), а власти продолжат пополнять парк ПАТП автобусами, работающими на газе. В перспективе на метан начнут переводить и личный автотранспорт, уверены в дочерней компании «Газпрома». 

 

К обоюдной выгоде
Соглашение между дочерней компанией «Газпрома» и правительством Александра Буркова было подписано осенью прошлого года. По сути, этот документ — трехлетний план-график, придерживаясь которого «Газпром газомоторное топливо» будет строить в регионе сеть АГНКС, а чиновники — обеспечивать спрос на газ, закупая для Омска автобусы, работающие на газе. Тем самым решая не только экономические, но и экологические вопросы: чадящие дизельные автобусы давно стали проклятьем для омских участников дорожного движения. 
Очевидно, что пока стороны находятся в самом начале пути. Имеющиеся у «Омскоблавтотранса» 63 автобуса ПАЗ-32054 (48 переоборудованы для работы на метане, 15 имеют заводское исполнение) — это капля в море. Однако процесс идет: в начале года в ПАТП № 8 поступили десять новых автобусов НефАЗ, работающих на метане и «альтернативный парк» будет постоянно пополняться. 
В свою очередь, «Газпром газомоторное топливо» в 2019 году построит две АГНКС: на улицах Заводская и 1-я Любинская — то есть в местах, где расположены ПАТП. Сейчас, пока станции не построены, новые автобусы ПАТП № 8 обслуживает передвижной автогазозаправщик, который пополняет запасы топлива на единственной действующей АГНКС — в Лузино.  
Маршрутный компьютер 
Опытная эксплуатация доказывает, что топливные расходы автобусных парков после перехода на метан значительно сокращаются. Так, по данным петербургской компании «Пассажиравтотранс» (эксплуатирует 163 автобуса на природном газе), в 2018 году снижение расходов на топливо — по сравнению с дизельными автобусами — составило 38 процентов. Об аналогичных показателях рапортуют и московские автобусные парки, хотя в столице, очевидно, взяли курс на тотальную электрификацию пассажирского транспорта. 
Внушительная экономия легко объяснима: стоимость кубометра метана в среднем по России составляет 16 рублей (в Омской области — на рубль дешевле), а литра дизельного топлива — почти втрое больше. Есть у метана чисто эксплуатационные плюсы: более легкий запуск в морозы, чистый выхлоп. 
Все это позволяет «Газпрому» рассчитывать на то, что в перспективе, с развитием сети АГНКС, ряды поклонников метана начнут пополнять и обычные автовладельцы. По расчетам специалистов, при среднесуточном пробеге в 70 километров оборудование окупится чуть больше чем за год. Если быть точными — за 403 дня. 
В среднем переоборудование автомобиля обходится в 75 тысяч рублей. Это, разумеется, недешево. Причина банальна — почти все оборудование импортное. В России пока просто не производится надежной техники такого назначения. Основные поставщики — итальянцы (Lovato, LandiRenzo, BRC), турки (Atiker) и поляки (LPGtech, КМЕ). Российский производитель Digitronic является таковым лишь формально, оборудование все равно европейское. В отличие от оборудования по впрыску сами баллоны можно без проблем приобретать отечественные. Выбор производителей большой: «ГазСервис-Композит», «Котласский электромеханический завод», «Орский машиностроительный завод», «Первоуральский новотрубный завод» и другие. 
Поощрять владельцев коммерческих автомобилей и автолюбителей активнее переходить на метан в дочерней компании «Газпрома» намерены с помощью маркетинговых акций. Так, юридическим лицам оборудование сегодня предлагается в трехлетнюю аренду, а при монтаже ГБО в парт-нерском центре субсидируется 30 процентов от стоимости установки. Физическим лицам «Газпром газомоторное топливо» частично компенсирует стоимость ГБО при установке в партнерском пункте по переоборудованию, предоставляя топливную карту с лимитированным объемом: до 35 тысяч экобонусов (один экобонус равен одному рублю), которыми можно оплатить 50 процентов стоимости топлива. 
факт
Метан (CH4) — простейший по составу предельный углеводород, бесцветный газ (в нормальных условиях) без запаха. Малорастворим в воде, легче воздуха. Основной компонент природного газа (77–99%), попутных нефтяных газов (31–90%), рудничногои болотного газов (отсюда произошли другие названия метана: болотный или рудничный газ).В анаэробных условиях (в болотах, переувлажненных почвах, кишечнике жвачных животных) образуется биогенно, в результате жизнедеятельности некоторых микроорганизмов. В промышленности образуется при коксовании каменного угля, гидрировании угля, гидрогенолизе углеводородов в реакциях каталитического риформинга.
справка
По итогам 2018 года использование газомоторного топливав России составило 700 миллионов кубометров, или 0,3% от общего баланса потребления природного газа в стране. Всего на территории России расположено 419 АГНКС, из них 304 принадлежат «Газпрому», еще 115 газозаправочных станций — прочим топливным операторам. Несмотря на то что российская сеть заправочных станций газомоторного топлива загружена лишь на 26%, в 2019 году планируется ввести в эксплуатацию еще 75 заправок. 
На автомобильную газонаполнительную станцию природный газ поступает напрямую из магистрального трубопровода либо из газораспределительной сети. На станции природный газ очищают, осушают и сжимают в компрессоре. После процесса компримирования природный газ поступает из газозаправочной колонки в баллоны автомобиля. Качество топлива закрепляется сертификатом качества, соответствующим нормам ГОСТ 27577-2000 «Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания». Сертификат соответствия требует подтверждения каждые три года работы газозаправочной станции. Также ежегодно проводится инспекционный контроль качества газа на соответствие нормам ГОСТа.
комент
Александр Бурков,губернатор Омской области
— Новые автобусы работают на газомоторном топливе, и они должны обеспечить снижение выбросов в атмосферу. Президент поставил задачу к 2024 году снизить выбросы в атмосферный воздух в Омске на 20 процентов. Это как раз шаг для снижения выбросов. Мы с мэром вместе провели уже несколько совещаний с компанией «Газпром газомоторное топливо», и они обязались в этом году запустить две дополнительные заправки. В дальнейшем эту работу будем продолжать: в планах еще три заправки. Заправляться будет удобно не только предприятиям «Омскоблавтотранса» или муниципальным предприятиям, но и частникам, которые в дальнейшем из экономических соображений тоже будут переводить машины на газомоторноетопливо.

К обоюдной выгоде

Соглашение между дочерней компанией «Газпрома» и правительством Александра Буркова было подписано осенью прошлого года. По сути, этот документ — трехлетний план-график, придерживаясь которого «Газпром газомоторное топливо» будет строить в регионе сеть АГНКС, а чиновники — обеспечивать спрос на газ, закупая для Омска автобусы, работающие на газе. Тем самым решая не только экономические, но и экологические вопросы: чадящие дизельные автобусы давно стали проклятьем для омских участников дорожного движения. 

Очевидно, что пока стороны находятся в самом начале пути. Имеющиеся у «Омскоблавтотранса» 63 автобуса ПАЗ-32054 (48 переоборудованы для работы на метане, 15 имеют заводское исполнение) — это капля в море. Однако процесс идет: в начале года в ПАТП № 8 поступили десять новых автобусов НефАЗ, работающих на метане и «альтернативный парк» будет постоянно пополняться. 

Александр Бурков, губернатор Омской области

Александр Бурков, губернатор Омской области

Новые автобусы работают на газомоторном топливе, и они должны обеспечить снижение выбросов в атмосферу. Президент поставил задачу к 2024 году снизить выбросы в атмосферный воздух в Омске на 20 процентов. Это как раз шаг для снижения выбросов. Мы с мэром вместе провели уже несколько совещаний с компанией «Газпром газомоторное топливо», и они обязались в этом году запустить две дополнительные заправки. В дальнейшем эту работу будем продолжать: в планах еще три заправки. Заправляться будет удобно не только предприятиям «Омскоблавтотранса» или муниципальным предприятиям, но и частникам, которые в дальнейшем из экономических соображений тоже будут переводить машины на газомоторное топливо

В свою очередь, «Газпром газомоторное топливо» в 2019 году построит две АГНКС: на улицах Заводская и 1-я Любинская — то есть в местах, где расположены ПАТП. Сейчас, пока станции не построены, новые автобусы ПАТП № 8 обслуживает передвижной автогазозаправщик, который пополняет запасы топлива на единственной действующей АГНКС — в Лузино.  

Маршрутный компьютер 

Опытная эксплуатация доказывает, что топливные расходы автобусных парков после перехода на метан значительно сокращаются. Так, по данным петербургской компании «Пассажиравтотранс» (эксплуатирует 163 автобуса на природном газе), в 2018 году снижение расходов на топливо — по сравнению с дизельными автобусами — составило 38 процентов. Об аналогичных показателях рапортуют и московские автобусные парки, хотя в столице, очевидно, взяли курс на тотальную электрификацию пассажирского транспорта. 

Внушительная экономия легко объяснима: стоимость кубометра метана в среднем по России составляет 16 рублей (в Омской области — на рубль дешевле), а литра дизельного топлива — почти втрое больше. Есть у метана чисто эксплуатационные плюсы: более легкий запуск в морозы, чистый выхлоп. 

Все это позволяет «Газпрому» рассчитывать на то, что в перспективе, с развитием сети АГНКС, ряды поклонников метана начнут пополнять и обычные автовладельцы. По расчетам специалистов, при среднесуточном пробеге в 70 километров оборудование окупится чуть больше чем за год. Если быть точными — за 403 дня. 

Справка

По итогам 2018 года использование газомоторного топливав России составило 700 миллионов кубометров, или 0,3% от общего баланса потребления природного газа в стране. Всего на территории России расположено 419 АГНКС, из них 304 принадлежат «Газпрому», еще 115 газозаправочных станций — прочим топливным операторам. Несмотря на то что российская сеть заправочных станций газомоторного топлива загружена лишь на 26%, в 2019 году планируется ввести в эксплуатацию еще 75 заправок. На автомобильную газонаполнительную станцию природный газ поступает напрямую из магистрального трубопровода либо из газораспределительной сети. На станции природный газ очищают, осушают и сжимают в компрессоре. После процесса компримирования природный газ поступает из газозаправочной колонки в баллоны автомобиля. Качество топлива закрепляется сертификатом качества, соответствующим нормам ГОСТ 27577-2000 «Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания». Сертификат соответствия требует подтверждения каждые три года работы газозаправочной станции. Также ежегодно проводится инспекционный контроль качества газа на соответствие нормам ГОСТа.

В среднем переоборудование автомобиля обходится в 75 тысяч рублей. Это, разумеется, недешево. Причина банальна — почти все оборудование импортное. В России пока просто не производится надежной техники такого назначения. Основные поставщики — итальянцы (Lovato, LandiRenzo, BRC), турки (Atiker) и поляки (LPGtech, КМЕ).

Российский производитель Digitronic является таковым лишь формально, оборудование все равно европейское. В отличие от оборудования по впрыску сами баллоны можно без проблем приобретать отечественные. Выбор производителей большой: «ГазСервис-Композит», «Котласский электромеханический завод», «Орский машиностроительный завод», «Первоуральский новотрубный завод» и другие. 

Поощрять владельцев коммерческих автомобилей и автолюбителей активнее переходить на метан в дочерней компании «Газпрома» намерены с помощью маркетинговых акций. Так, юридическим лицам оборудование сегодня предлагается в трехлетнюю аренду, а при монтаже ГБО в парт-нерском центре субсидируется 30 процентов от стоимости установки. Физическим лицам «Газпром газомоторное топливо» частично компенсирует стоимость ГБО при установке в партнерском пункте по переоборудованию, предоставляя топливную карту с лимитированным объемом: до 35 тысяч экобонусов (один экобонус равен одному рублю), которыми можно оплатить 50 процентов стоимости топлива. 

Факт

Метан (CH4) — простейший по составу предельный углеводород, бесцветный газ (в нормальных условиях) без запаха. Малорастворим в воде, легче воздуха. Основной компонент природного газа (77–99%), попутных нефтяных газов (31–90%), рудничногои болотного газов (отсюда произошли другие названия метана: болотный или рудничный газ).В анаэробных условиях (в болотах, переувлажненных почвах, кишечнике жвачных животных) образуется биогенно, в результате жизнедеятельности некоторых микроорганизмов. В промышленности образуется при коксовании каменного угля, гидрировании угля, гидрогенолизе углеводородов в реакциях каталитического риформинга.

 



 

Опубликовано: 12 апреля 2019 13:51
Автор: Анатолий Шестаков
 
Фото: Анатолий Шестаков
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

Омские машиностроители и электронщики обеспечили рост промпроизводства региона

17 апреля 2019

Омские машиностроители и электронщики обеспечили рост промпроизводства региона

 

Индекс промпроизводства региона за 3 месяца текущего года составил 1,7% в сравнении с предыдущим. Положительную динамику обеспечили предприятия нефтепереработки, машиностроения, радиоэлектроники и пищевых продуктов.

Индекс промпроизводства региона за 3 месяца текущего года составил 1,7% в сравнении с предыдущим. Положительную динамику обеспечили предприятия нефтепереработки, машиностроения, радиоэлектроники и пищевых продуктов.

 

Рогозин подтвердил разработку «Ангары» грузоподъемностью почти 40 тонн

16 апреля 2019

Рогозин подтвердил разработку «Ангары» грузоподъемностью почти 40 тонн

 

Работы по созданию сверхтяжелой ракеты «Ангара-А5В» идут полным ходом. В перспективе «сверхтяж» планируется использовать для космических полетов, например к Луне и Марсу.

Работы по созданию сверхтяжелой ракеты «Ангара-А5В» идут полным ходом. В перспективе «сверхтяж» планируется использовать для космических полетов, например к Луне и Марсу.

 

Первому омскому аэропорту исполняется 90 лет

14 апреля 2019

Первому омскому аэропорту исполняется 90 лет

Днем рождения омского аэропорта считается17 мая 1929 года. В этот день из Иркутска в Новосибирск вылетел самолет «Фоккер Ц-4», который после этого перелета с почтовой эстафетой взял курс на Омск. Сам первый аэропорт располагался в помещениях мельницы. 

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.