Зачем «Роскосмос» обвинили в «уничтожении» российской космонавтики?

Опубликовано: 11 апреля 2019 17:06
Автор: Антон Медведев
Поделиться в соцсетях:
Зачем «Роскосмос» обвинили в «уничтожении» российской космонавтики?

В середине марта сетевое издание Lenta.ru опубликовало громкую статью, посвященную ракете-носителю «Ангара», вернее необходимости отказа от изделия: «экономическая и технологическая эффективность вызывает большие вопросы». Именно лоббирование тяжелой «Ангары» автор поставил в вину главе «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину. Правда, никаких внятных аргументов, а самое главное, каких-то альтернатив омской ракете он не привел. 

 

Информационная атака на гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, так уж совпало, началась спустя пару недель после выхода книги экс-гендиректора Центра Хруничева и бывшего генерального конструктора средств выведения легкого и тяжелого классов Владимира Нестерова «Космический ракетный комплекс "Ангара"». В ней впервые публично была озвучена сумма, в которую России уже обошелся проект – 112 миллиардов рублей. Видимо, это и стало спусковым крючком. «Активное лоббирование Рогозиным интересов Центра Хруничева, предполагающее получение государственных субсидий и выгодных контрактов, позволило предприятию за последние полгода сократить долговую нагрузку на 30 миллиардов рублей. Эти деньги могли бы пойти на создание перспективных космических ракет и кораблей, а также развитие спутниковой группировки. Вместо этого финансирование уходит в черную дыру — на погашение долгов, строительство офисных помещений и разработку бесперспективного семейства носителей "Ангара"», – безапелляционно заявляет Lenta.ru. 
Космические байки
Какие именно космические ракеты и корабли являются «перспективными» и сколько их можно построить на 30 миллиардов рублей, автор статьи не уточняет. Предаваясь ностальгии по советским временам (сложно спорить с тем, что во времена «космической гонки» вопросы создания новых ракет решались лучше), он не приводит ни одного внятного аргумента в пользу своего высказывания «экономическая и технологическая эффективность "Ангары" вызывает большие вопросы». Какие именно вопросы? С технологической точки зрения «Ангара» не вызывает никаких вопросов даже у конкурентов. «У России есть отличные ракеты, наилучший из имеющихся двигателей, а многоразовая версия ракеты-носителя "Ангара" будет великолепной» – это, между прочим, слова Илона Маска, генерального директора SpaceX, крупнейшей частной космической компании в мире, чей корабль Dragon в декабре прошлого года успешно пристыковался к МКС. Экономические вопросы (их ностальгирующий автор почему-то не поднимал в части, посвященной советскому ракетостроению) сводятся к туманной реплике «сегодня стоимость пуска одноразового тяжелого носителя "Ангара-А5" приближается к ста миллионам долларов, что делает его неконкурентоспособным в сравнении с ракетой Falcon 9 американской компании SpaceХ». Убийственный, по мнению автора, аргумент, таковым не является. Во-первых, сегодня SpaceX оценивает стоимость одного запуска ракеты Falcon Heavy в 90 миллионов долларов. Да, это дешевле, чем запуск «Ангары», но не намного. Во-вторых, именно для удешевления российской ракеты и было принято решение о полном переносе ее производства на омское ПО «Полет». В-третьих, даже если частная американская компания и сделает запуск своей ракеты дешевле, что прикажете делать «Роскосмосу»? Покупать ракеты у Илона Маска? 
Вменять в вину главе российской госкорпорации лоббирование российской тяжелой ракеты, как минимум, странно. Очевидно, что «Ангара» с ее непростой судьбой в который уже раз используется в качестве «носителя» информационного удара по Дмитрию Рогозину. Не случайной в этом контексте выглядит и январский вброс о проблемах, которые якобы имеют место быть в связке «Ангары-А5» и новейшего двигателя РД-191. «При определенных условиях при запуске ракеты-носителя в них, по оценкам экспертов, наблюдаются низкочастотные колебания, которые в итоге могут привести к разрушению ракеты», – ссылались в СМИ на тезисы неназванного представителя НПО «Энергомаш». Напомним, что в тот же день существование такого дефекта Дмитрий Рогозин категорически опроверг, назвав такие данные «удивительными и абсурдными». 
«Хруническое невезение»
Бесспорно, создание «Ангары» слишком затянулось. Работы над проектом велись 21 год (с 1993-го по 2014-й). Но ракете элементарно не повезло: экономическая ситуация в России была такой, что стране было не до освоения космоса. По данным Владимира Нестерова, в 1990-е годы финансирование проекта составляло четыре процента от необходимого. В середине двухтысячных дела было пошли на лад, но вмешался кризис 2009 года. Если бы не фактическая приостановка финансирования в кризисные годы, «Ангара» совершила бы уже десятки полетов. «В 2006 году финансирование пошло нормально, и уже в августе 2009 года УРМ-1 (универсальный ракетный модуль для ракеты «Ангара» – «ПРОМ») в составе южнокорейской ракеты-носителя KSLV успешно начал летные испытания… Если бы не кризис, то в 2011–2012 годах были бы начаты летные испытания "Ангары" в Плесецке», – пишет в своей книге Нестеров. 
Напомним, что с космодрома Плесецк тяжелая «Ангара» в итоге взлетела только в самом конце 2014 года (легкий вариант – в июле того же года). Оба запуска прошли в штатном режиме. 
В результате, несмотря на все проблемы, Россия получила лучшую в мире, по оценке Владимира Нестерова, ракету. По его словам, двигатель, подобный тому, который используется в «Ангаре», никто не сможет создать в течение ближайших десяти – пятнадцати лет. «Запланированная модернизация позволит сделать "Ангару" еще более эффективной», – уверен конструктор. 
Ближайшие планы
«Скоро только кошки родятся», – спокойно отвечал Остап Бендер нетерпеливому Ипполиту Воробьянинову. Конечно, постоянный перенос сроков регулярных коммерческих запусков «Ангары» уже стал поводом для создания интернет-мемов. Омичам, в свою очередь, скорее хочется начать серийное производство. «Ангара» может и должна стать визитной карточкой омской промышленности, какой в свое время был «Космос-3М». В феврале в планах «Роскосмоса» появилась долгожданная конкретика.     
Вторая тяжелая «Ангара», по словам Дмитрия Рогозина, должна стартовать летом 2019 года. С какого космодрома – не уточняется, но вероятнее всего, тоже с плесецкого. Стартовый стол для омской ракеты на космодроме Восточный уже начали строить, но планируемый срок окончания работ – 2023 год.   
К этому времени на серийное производство «Ангары» должен выйти и «Полет». Об этом Дмитрий Рогозин заявил 22 февраля на презентации Национального космического центра.  
«Производственная программа предполагает выпуск до 44 универсальных ракетных модулей, которые в рамках модульной конструкции будут складываться либо как "Ангара" легкого класса, либо как тяжелая "Ангара"», — заявил Дмитрий Рогозин. Ожидается, что первая полностью омская «Ангара-1.2» будет выпущена уже в следующем году, а тяжелая «Ангара-А5» – в 2022-м. Ждать осталось совсем немного, тем обиднее видеть попытки использовать ракету в целях аппаратной борьбы, которой, судя про всему, и объясняется «весеннее обострение» в нападках на «Роскосмос».   
комент
Алексей Варочко,генеральный директор ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева»
— Мы планируем к концу мая 2019 года смонтировать в Омске контрольно-испытательную станцию, а дальше – примерно до августа – провести пусконаладочные работы.  Меня радует тот факт, что на омской площадке, где будет развернуто основное производство универсальных ракетных модулей, построено самое современное производство. Нигде в России такого нет. И то, что оно будет загружено полностью, у меня сомнений не вызывает ни на секунду. Ввод корпуса в эксплуатацию позволит получить акт готовности омской площадки к производству машин. У нас остались еще узкие места, которые предстоит расширить: составить маршрут таким образом, чтобы максимально расширить участки прохождения уже собранных ракет. Это необходимо сделать для того, чтобы в год «Полет» выпускал две тяжелые «Ангары» и одну легкую. 
справка
«Ангара-А5» – российская ракета-носитель тяжелого класса семейства «Ангара», первая тяжелая ракета-носитель (РН), разработанная в России после распада СССР. Основной задачей эксплуатации является выведение современных и перспективных тяжелых космических аппаратов (КА) на высокоэнергетические орбиты – геостационарные (спутники связи, метеоспутники, КА в интересах Министерства обороны), траектории полетов к Луне и отлетные траектории. Увеличение массы полезной нагрузки до 25–35 тонн относительно эксплуатируемой в настоящее время тяжелой РН «Протон» позволит существенно увеличить и расширить возможности перспективных КА. Экологически чистое топливо ракеты (кислород + керосин) снижает  экологическую нагрузку от запусков на окружающую среду.

Информационная атака на гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, так уж совпало, началась спустя пару недель после выхода книги экс-гендиректора Центра Хруничева и бывшего генерального конструктора средств выведения легкого и тяжелого классов Владимира Нестерова «Космический ракетный комплекс "Ангара"». В ней впервые публично была озвучена сумма, в которую России уже обошелся проект – 112 миллиардов рублей. Видимо, это и стало спусковым крючком.

«Активное лоббирование Рогозиным интересов Центра Хруничева, предполагающее получение государственных субсидий и выгодных контрактов, позволило предприятию за последние полгода сократить долговую нагрузку на 30 миллиардов рублей. Эти деньги могли бы пойти на создание перспективных космических ракет и кораблей, а также развитие спутниковой группировки. Вместо этого финансирование уходит в черную дыру — на погашение долгов, строительство офисных помещений и разработку бесперспективного семейства носителей "Ангара"», – безапелляционно заявляет Lenta.ru.

 
Космические байки

Какие именно космические ракеты и корабли являются «перспективными» и сколько их можно построить на 30 миллиардов рублей, автор статьи не уточняет. Предаваясь ностальгии по советским временам (сложно спорить с тем, что во времена «космической гонки» вопросы создания новых ракет решались лучше), он не приводит ни одного внятного аргумента в пользу своего высказывания «экономическая и технологическая эффективность "Ангары" вызывает большие вопросы». Какие именно вопросы? С технологической точки зрения «Ангара» не вызывает никаких вопросов даже у конкурентов.

«У России есть отличные ракеты, наилучший из имеющихся двигателей, а многоразовая версия ракеты-носителя "Ангара" будет великолепной» – это, между прочим, слова Илона Маска, генерального директора SpaceX, крупнейшей частной космической компании в мире, чей корабль Dragon в декабре прошлого года успешно пристыковался к МКС.

Алексей Варочко, генеральный директор ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева»

Алексей Варочко, генеральный директор ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева»

Мы планируем к концу мая 2019 года смонтировать в Омске контрольно-испытательную станцию, а дальше – примерно до августа – провести пусконаладочные работы. Меня радует тот факт, что на омской площадке, где будет развернуто основное производство универсальных ракетных модулей, построено самое современное производство. Нигде в России такого нет. И то, что оно будет загружено полностью, у меня сомнений не вызывает ни на секунду. Ввод корпуса в эксплуатацию позволит получить акт готовности омской площадки к производству машин. У нас остались еще узкие места, которые предстоит расширить: составить маршрут таким образом, чтобы максимально расширить участки прохождения уже собранных ракет. Это необходимо сделать для того, чтобы в год «Полет» выпускал две тяжелые «Ангары» и одну легкую.

Экономические вопросы (их ностальгирующий автор почему-то не поднимал в части, посвященной советскому ракетостроению) сводятся к туманной реплике «сегодня стоимость пуска одноразового тяжелого носителя "Ангара-А5" приближается к ста миллионам долларов, что делает его неконкурентоспособным в сравнении с ракетой Falcon 9 американской компании SpaceХ». Убийственный, по мнению автора, аргумент, таковым не является. Во-первых, сегодня SpaceX оценивает стоимость одного запуска ракеты Falcon Heavy в 90 миллионов долларов. Да, это дешевле, чем запуск «Ангары», но не намного. Во-вторых, именно для удешевления российской ракеты и было принято решение о полном переносе ее производства на омское ПО «Полет». В-третьих, даже если частная американская компания и сделает запуск своей ракеты дешевле, что прикажете делать «Роскосмосу»? Покупать ракеты у Илона Маска?

Вменять в вину главе российской госкорпорации лоббирование российской тяжелой ракеты, как минимум, странно. Очевидно, что «Ангара» с ее непростой судьбой в который уже раз используется в качестве «носителя» информационного удара по Дмитрию Рогозину. Не случайной в этом контексте выглядит и январский вброс о проблемах, которые якобы имеют место быть в связке «Ангары-А5» и новейшего двигателя РД-191.

«При определенных условиях при запуске ракеты-носителя в них, по оценкам экспертов, наблюдаются низкочастотные колебания, которые в итоге могут привести к разрушению ракеты», – ссылались в СМИ на тезисы неназванного представителя НПО «Энергомаш». Напомним, что в тот же день существование такого дефекта Дмитрий Рогозин категорически опроверг, назвав такие данные «удивительными и абсурдными». 

«Хруническое невезение»

Бесспорно, создание «Ангары» слишком затянулось. Работы над проектом велись 21 год (с 1993-го по 2014-й). Но ракете элементарно не повезло: экономическая ситуация в России была такой, что стране было не до освоения космоса. По данным Владимира Нестерова, в 1990-е годы финансирование проекта составляло четыре процента от необходимого. В середине двухтысячных дела было пошли на лад, но вмешался кризис 2009 года. Если бы не фактическая приостановка финансирования в кризисные годы, «Ангара» совершила бы уже десятки полетов.

«В 2006 году финансирование пошло нормально, и уже в августе 2009 года УРМ-1 (универсальный ракетный модуль для ракеты «Ангара» – «ПРОМ») в составе южнокорейской ракеты-носителя KSLV успешно начал летные испытания… Если бы не кризис, то в 2011–2012 годах были бы начаты летные испытания "Ангары" в Плесецке», – пишет в своей книге Нестеров. Напомним, что с космодрома Плесецк тяжелая «Ангара» в итоге взлетела только в самом конце 2014 года (легкий вариант – в июле того же года). Оба запуска прошли в штатном режиме. В результате, несмотря на все проблемы, Россия получила лучшую в мире, по оценке Владимира Нестерова, ракету. По его словам, двигатель, подобный тому, который используется в «Ангаре», никто не сможет создать в течение ближайших десяти – пятнадцати лет.

«Запланированная модернизация позволит сделать "Ангару" еще более эффективной», – уверен конструктор. 

Ближайшие планы

«Скоро только кошки родятся», – спокойно отвечал Остап Бендер нетерпеливому Ипполиту Воробьянинову. Конечно, постоянный перенос сроков регулярных коммерческих запусков «Ангары» уже стал поводом для создания интернет-мемов. Омичам, в свою очередь, скорее хочется начать серийное производство. «Ангара» может и должна стать визитной карточкой омской промышленности, какой в свое время был «Космос-3М».

В феврале в планах «Роскосмоса» появилась долгожданная конкретика.     

Вторая тяжелая «Ангара», по словам Дмитрия Рогозина, должна стартовать летом 2019 года. С какого космодрома – не уточняется, но вероятнее всего, тоже с плесецкого. Стартовый стол для омской ракеты на космодроме Восточный уже начали строить, но планируемый срок окончания работ – 2023 год. К этому времени на серийное производство «Ангары» должен выйти и «Полет». Об этом Дмитрий Рогозин заявил 22 февраля на презентации Национального космического центра.  

«Производственная программа предполагает выпуск до 44 универсальных ракетных модулей, которые в рамках модульной конструкции будут складываться либо как "Ангара" легкого класса, либо как тяжелая "Ангара"», — заявил Дмитрий Рогозин.

Ожидается, что первая полностью омская «Ангара-1.2» будет выпущена уже в следующем году, а тяжелая «Ангара-А5» – в 2022-м. Ждать осталось совсем немного, тем обиднее видеть попытки использовать ракету в целях аппаратной борьбы, которой, судя про всему, и объясняется «весеннее обострение» в нападках на «Роскосмос».   


Справка

«Ангара-А5» – российская ракета-носитель тяжелого класса семейства «Ангара», первая тяжелая ракета-носитель (РН), разработанная в России после распада СССР. Основной задачей эксплуатации является выведение современных и перспективных тяжелых космических аппаратов (КА) на высокоэнергетические орбиты – геостационарные (спутники связи, метеоспутники, КА в интересах Министерства обороны), траектории полетов к Луне и отлетные траектории. Увеличение массы полезной нагрузки до 25–35 тонн относительно эксплуатируемой в настоящее время тяжелой РН «Протон» позволит существенно увеличить и расширить возможности перспективных КА. Экологически чистое топливо ракеты (кислород + керосин) снижает  экологическую нагрузку от запусков на окружающую среду.

 

Опубликовано: 11 апреля 2019 17:06
Автор: Антон Медведев
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

ГК «Титан» вложится в экологию региона чистой продукцией

24 июня 2019

ГК «Титан» вложится в экологию региона чистой продукцией

Такое заявление сделал генеральный директор АО «ГК «Титан» Ян Кирсанов на региональной конференции «Чистый воздух», где обсуждалась экологическая ситуация в области и пути снижения нагрузки на окружающую среду.

Такое заявление сделал генеральный директор АО «ГК «Титан» Ян Кирсанов на региональной конференции «Чистый воздух», где обсуждалась экологическая ситуация в области и пути снижения нагрузки на окружающую среду.

Станцию омского метро «Заречная» подготовят к консервации до 15 июля

21 июня 2019

Станцию омского метро «Заречная» подготовят к консервации до 15 июля

 

Сама консервация при этом начнется не раньше следующего года. Сейчас подрядчик только расчистит территорию от деревьев и кустарников, демонтирует расположенные на ней здания и сети и заменит ограждение.

Сама консервация при этом начнется не раньше следующего года. Сейчас подрядчик только расчистит территорию от деревьев и кустарников, демонтирует расположенные на ней здания и сети и заменит ограждение.

 

«Омский каучук» получил очередную партию оборудования для производства кумола по обновленной технологии

19 июня 2019

«Омский каучук» получил очередную партию оборудования для производства кумола по обновленной технологии

Емкостное оборудование, поступившее на омский завод, произведено на российских предприятиях и полностью соответствует необходимым требованиями в области экологии и промышленной безопасности.

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.