Зачем «Роскосмос» обвинили в «уничтожении» российской космонавтики?

Опубликовано: 11 апреля 2019 17:06
Автор: Антон Медведев
Поделиться в соцсетях:
Зачем «Роскосмос» обвинили в «уничтожении» российской космонавтики?

В середине марта сетевое издание Lenta.ru опубликовало громкую статью, посвященную ракете-носителю «Ангара», вернее необходимости отказа от изделия: «экономическая и технологическая эффективность вызывает большие вопросы». Именно лоббирование тяжелой «Ангары» автор поставил в вину главе «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину. Правда, никаких внятных аргументов, а самое главное, каких-то альтернатив омской ракете он не привел. 

 

Информационная атака на гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, так уж совпало, началась спустя пару недель после выхода книги экс-гендиректора Центра Хруничева и бывшего генерального конструктора средств выведения легкого и тяжелого классов Владимира Нестерова «Космический ракетный комплекс "Ангара"». В ней впервые публично была озвучена сумма, в которую России уже обошелся проект – 112 миллиардов рублей. Видимо, это и стало спусковым крючком. «Активное лоббирование Рогозиным интересов Центра Хруничева, предполагающее получение государственных субсидий и выгодных контрактов, позволило предприятию за последние полгода сократить долговую нагрузку на 30 миллиардов рублей. Эти деньги могли бы пойти на создание перспективных космических ракет и кораблей, а также развитие спутниковой группировки. Вместо этого финансирование уходит в черную дыру — на погашение долгов, строительство офисных помещений и разработку бесперспективного семейства носителей "Ангара"», – безапелляционно заявляет Lenta.ru. 
Космические байки
Какие именно космические ракеты и корабли являются «перспективными» и сколько их можно построить на 30 миллиардов рублей, автор статьи не уточняет. Предаваясь ностальгии по советским временам (сложно спорить с тем, что во времена «космической гонки» вопросы создания новых ракет решались лучше), он не приводит ни одного внятного аргумента в пользу своего высказывания «экономическая и технологическая эффективность "Ангары" вызывает большие вопросы». Какие именно вопросы? С технологической точки зрения «Ангара» не вызывает никаких вопросов даже у конкурентов. «У России есть отличные ракеты, наилучший из имеющихся двигателей, а многоразовая версия ракеты-носителя "Ангара" будет великолепной» – это, между прочим, слова Илона Маска, генерального директора SpaceX, крупнейшей частной космической компании в мире, чей корабль Dragon в декабре прошлого года успешно пристыковался к МКС. Экономические вопросы (их ностальгирующий автор почему-то не поднимал в части, посвященной советскому ракетостроению) сводятся к туманной реплике «сегодня стоимость пуска одноразового тяжелого носителя "Ангара-А5" приближается к ста миллионам долларов, что делает его неконкурентоспособным в сравнении с ракетой Falcon 9 американской компании SpaceХ». Убийственный, по мнению автора, аргумент, таковым не является. Во-первых, сегодня SpaceX оценивает стоимость одного запуска ракеты Falcon Heavy в 90 миллионов долларов. Да, это дешевле, чем запуск «Ангары», но не намного. Во-вторых, именно для удешевления российской ракеты и было принято решение о полном переносе ее производства на омское ПО «Полет». В-третьих, даже если частная американская компания и сделает запуск своей ракеты дешевле, что прикажете делать «Роскосмосу»? Покупать ракеты у Илона Маска? 
Вменять в вину главе российской госкорпорации лоббирование российской тяжелой ракеты, как минимум, странно. Очевидно, что «Ангара» с ее непростой судьбой в который уже раз используется в качестве «носителя» информационного удара по Дмитрию Рогозину. Не случайной в этом контексте выглядит и январский вброс о проблемах, которые якобы имеют место быть в связке «Ангары-А5» и новейшего двигателя РД-191. «При определенных условиях при запуске ракеты-носителя в них, по оценкам экспертов, наблюдаются низкочастотные колебания, которые в итоге могут привести к разрушению ракеты», – ссылались в СМИ на тезисы неназванного представителя НПО «Энергомаш». Напомним, что в тот же день существование такого дефекта Дмитрий Рогозин категорически опроверг, назвав такие данные «удивительными и абсурдными». 
«Хруническое невезение»
Бесспорно, создание «Ангары» слишком затянулось. Работы над проектом велись 21 год (с 1993-го по 2014-й). Но ракете элементарно не повезло: экономическая ситуация в России была такой, что стране было не до освоения космоса. По данным Владимира Нестерова, в 1990-е годы финансирование проекта составляло четыре процента от необходимого. В середине двухтысячных дела было пошли на лад, но вмешался кризис 2009 года. Если бы не фактическая приостановка финансирования в кризисные годы, «Ангара» совершила бы уже десятки полетов. «В 2006 году финансирование пошло нормально, и уже в августе 2009 года УРМ-1 (универсальный ракетный модуль для ракеты «Ангара» – «ПРОМ») в составе южнокорейской ракеты-носителя KSLV успешно начал летные испытания… Если бы не кризис, то в 2011–2012 годах были бы начаты летные испытания "Ангары" в Плесецке», – пишет в своей книге Нестеров. 
Напомним, что с космодрома Плесецк тяжелая «Ангара» в итоге взлетела только в самом конце 2014 года (легкий вариант – в июле того же года). Оба запуска прошли в штатном режиме. 
В результате, несмотря на все проблемы, Россия получила лучшую в мире, по оценке Владимира Нестерова, ракету. По его словам, двигатель, подобный тому, который используется в «Ангаре», никто не сможет создать в течение ближайших десяти – пятнадцати лет. «Запланированная модернизация позволит сделать "Ангару" еще более эффективной», – уверен конструктор. 
Ближайшие планы
«Скоро только кошки родятся», – спокойно отвечал Остап Бендер нетерпеливому Ипполиту Воробьянинову. Конечно, постоянный перенос сроков регулярных коммерческих запусков «Ангары» уже стал поводом для создания интернет-мемов. Омичам, в свою очередь, скорее хочется начать серийное производство. «Ангара» может и должна стать визитной карточкой омской промышленности, какой в свое время был «Космос-3М». В феврале в планах «Роскосмоса» появилась долгожданная конкретика.     
Вторая тяжелая «Ангара», по словам Дмитрия Рогозина, должна стартовать летом 2019 года. С какого космодрома – не уточняется, но вероятнее всего, тоже с плесецкого. Стартовый стол для омской ракеты на космодроме Восточный уже начали строить, но планируемый срок окончания работ – 2023 год.   
К этому времени на серийное производство «Ангары» должен выйти и «Полет». Об этом Дмитрий Рогозин заявил 22 февраля на презентации Национального космического центра.  
«Производственная программа предполагает выпуск до 44 универсальных ракетных модулей, которые в рамках модульной конструкции будут складываться либо как "Ангара" легкого класса, либо как тяжелая "Ангара"», — заявил Дмитрий Рогозин. Ожидается, что первая полностью омская «Ангара-1.2» будет выпущена уже в следующем году, а тяжелая «Ангара-А5» – в 2022-м. Ждать осталось совсем немного, тем обиднее видеть попытки использовать ракету в целях аппаратной борьбы, которой, судя про всему, и объясняется «весеннее обострение» в нападках на «Роскосмос».   
комент
Алексей Варочко,генеральный директор ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева»
— Мы планируем к концу мая 2019 года смонтировать в Омске контрольно-испытательную станцию, а дальше – примерно до августа – провести пусконаладочные работы.  Меня радует тот факт, что на омской площадке, где будет развернуто основное производство универсальных ракетных модулей, построено самое современное производство. Нигде в России такого нет. И то, что оно будет загружено полностью, у меня сомнений не вызывает ни на секунду. Ввод корпуса в эксплуатацию позволит получить акт готовности омской площадки к производству машин. У нас остались еще узкие места, которые предстоит расширить: составить маршрут таким образом, чтобы максимально расширить участки прохождения уже собранных ракет. Это необходимо сделать для того, чтобы в год «Полет» выпускал две тяжелые «Ангары» и одну легкую. 
справка
«Ангара-А5» – российская ракета-носитель тяжелого класса семейства «Ангара», первая тяжелая ракета-носитель (РН), разработанная в России после распада СССР. Основной задачей эксплуатации является выведение современных и перспективных тяжелых космических аппаратов (КА) на высокоэнергетические орбиты – геостационарные (спутники связи, метеоспутники, КА в интересах Министерства обороны), траектории полетов к Луне и отлетные траектории. Увеличение массы полезной нагрузки до 25–35 тонн относительно эксплуатируемой в настоящее время тяжелой РН «Протон» позволит существенно увеличить и расширить возможности перспективных КА. Экологически чистое топливо ракеты (кислород + керосин) снижает  экологическую нагрузку от запусков на окружающую среду.

Информационная атака на гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, так уж совпало, началась спустя пару недель после выхода книги экс-гендиректора Центра Хруничева и бывшего генерального конструктора средств выведения легкого и тяжелого классов Владимира Нестерова «Космический ракетный комплекс "Ангара"». В ней впервые публично была озвучена сумма, в которую России уже обошелся проект – 112 миллиардов рублей. Видимо, это и стало спусковым крючком.

«Активное лоббирование Рогозиным интересов Центра Хруничева, предполагающее получение государственных субсидий и выгодных контрактов, позволило предприятию за последние полгода сократить долговую нагрузку на 30 миллиардов рублей. Эти деньги могли бы пойти на создание перспективных космических ракет и кораблей, а также развитие спутниковой группировки. Вместо этого финансирование уходит в черную дыру — на погашение долгов, строительство офисных помещений и разработку бесперспективного семейства носителей "Ангара"», – безапелляционно заявляет Lenta.ru.

 
Космические байки

Какие именно космические ракеты и корабли являются «перспективными» и сколько их можно построить на 30 миллиардов рублей, автор статьи не уточняет. Предаваясь ностальгии по советским временам (сложно спорить с тем, что во времена «космической гонки» вопросы создания новых ракет решались лучше), он не приводит ни одного внятного аргумента в пользу своего высказывания «экономическая и технологическая эффективность "Ангары" вызывает большие вопросы». Какие именно вопросы? С технологической точки зрения «Ангара» не вызывает никаких вопросов даже у конкурентов.

«У России есть отличные ракеты, наилучший из имеющихся двигателей, а многоразовая версия ракеты-носителя "Ангара" будет великолепной» – это, между прочим, слова Илона Маска, генерального директора SpaceX, крупнейшей частной космической компании в мире, чей корабль Dragon в декабре прошлого года успешно пристыковался к МКС.

Алексей Варочко, генеральный директор ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева»

Алексей Варочко, генеральный директор ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева»

Мы планируем к концу мая 2019 года смонтировать в Омске контрольно-испытательную станцию, а дальше – примерно до августа – провести пусконаладочные работы. Меня радует тот факт, что на омской площадке, где будет развернуто основное производство универсальных ракетных модулей, построено самое современное производство. Нигде в России такого нет. И то, что оно будет загружено полностью, у меня сомнений не вызывает ни на секунду. Ввод корпуса в эксплуатацию позволит получить акт готовности омской площадки к производству машин. У нас остались еще узкие места, которые предстоит расширить: составить маршрут таким образом, чтобы максимально расширить участки прохождения уже собранных ракет. Это необходимо сделать для того, чтобы в год «Полет» выпускал две тяжелые «Ангары» и одну легкую.

Экономические вопросы (их ностальгирующий автор почему-то не поднимал в части, посвященной советскому ракетостроению) сводятся к туманной реплике «сегодня стоимость пуска одноразового тяжелого носителя "Ангара-А5" приближается к ста миллионам долларов, что делает его неконкурентоспособным в сравнении с ракетой Falcon 9 американской компании SpaceХ». Убийственный, по мнению автора, аргумент, таковым не является. Во-первых, сегодня SpaceX оценивает стоимость одного запуска ракеты Falcon Heavy в 90 миллионов долларов. Да, это дешевле, чем запуск «Ангары», но не намного. Во-вторых, именно для удешевления российской ракеты и было принято решение о полном переносе ее производства на омское ПО «Полет». В-третьих, даже если частная американская компания и сделает запуск своей ракеты дешевле, что прикажете делать «Роскосмосу»? Покупать ракеты у Илона Маска?

Вменять в вину главе российской госкорпорации лоббирование российской тяжелой ракеты, как минимум, странно. Очевидно, что «Ангара» с ее непростой судьбой в который уже раз используется в качестве «носителя» информационного удара по Дмитрию Рогозину. Не случайной в этом контексте выглядит и январский вброс о проблемах, которые якобы имеют место быть в связке «Ангары-А5» и новейшего двигателя РД-191.

«При определенных условиях при запуске ракеты-носителя в них, по оценкам экспертов, наблюдаются низкочастотные колебания, которые в итоге могут привести к разрушению ракеты», – ссылались в СМИ на тезисы неназванного представителя НПО «Энергомаш». Напомним, что в тот же день существование такого дефекта Дмитрий Рогозин категорически опроверг, назвав такие данные «удивительными и абсурдными». 

«Хруническое невезение»

Бесспорно, создание «Ангары» слишком затянулось. Работы над проектом велись 21 год (с 1993-го по 2014-й). Но ракете элементарно не повезло: экономическая ситуация в России была такой, что стране было не до освоения космоса. По данным Владимира Нестерова, в 1990-е годы финансирование проекта составляло четыре процента от необходимого. В середине двухтысячных дела было пошли на лад, но вмешался кризис 2009 года. Если бы не фактическая приостановка финансирования в кризисные годы, «Ангара» совершила бы уже десятки полетов.

«В 2006 году финансирование пошло нормально, и уже в августе 2009 года УРМ-1 (универсальный ракетный модуль для ракеты «Ангара» – «ПРОМ») в составе южнокорейской ракеты-носителя KSLV успешно начал летные испытания… Если бы не кризис, то в 2011–2012 годах были бы начаты летные испытания "Ангары" в Плесецке», – пишет в своей книге Нестеров. Напомним, что с космодрома Плесецк тяжелая «Ангара» в итоге взлетела только в самом конце 2014 года (легкий вариант – в июле того же года). Оба запуска прошли в штатном режиме. В результате, несмотря на все проблемы, Россия получила лучшую в мире, по оценке Владимира Нестерова, ракету. По его словам, двигатель, подобный тому, который используется в «Ангаре», никто не сможет создать в течение ближайших десяти – пятнадцати лет.

«Запланированная модернизация позволит сделать "Ангару" еще более эффективной», – уверен конструктор. 

Ближайшие планы

«Скоро только кошки родятся», – спокойно отвечал Остап Бендер нетерпеливому Ипполиту Воробьянинову. Конечно, постоянный перенос сроков регулярных коммерческих запусков «Ангары» уже стал поводом для создания интернет-мемов. Омичам, в свою очередь, скорее хочется начать серийное производство. «Ангара» может и должна стать визитной карточкой омской промышленности, какой в свое время был «Космос-3М».

В феврале в планах «Роскосмоса» появилась долгожданная конкретика.     

Вторая тяжелая «Ангара», по словам Дмитрия Рогозина, должна стартовать летом 2019 года. С какого космодрома – не уточняется, но вероятнее всего, тоже с плесецкого. Стартовый стол для омской ракеты на космодроме Восточный уже начали строить, но планируемый срок окончания работ – 2023 год. К этому времени на серийное производство «Ангары» должен выйти и «Полет». Об этом Дмитрий Рогозин заявил 22 февраля на презентации Национального космического центра.  

«Производственная программа предполагает выпуск до 44 универсальных ракетных модулей, которые в рамках модульной конструкции будут складываться либо как "Ангара" легкого класса, либо как тяжелая "Ангара"», — заявил Дмитрий Рогозин.

Ожидается, что первая полностью омская «Ангара-1.2» будет выпущена уже в следующем году, а тяжелая «Ангара-А5» – в 2022-м. Ждать осталось совсем немного, тем обиднее видеть попытки использовать ракету в целях аппаратной борьбы, которой, судя про всему, и объясняется «весеннее обострение» в нападках на «Роскосмос».   


Справка

«Ангара-А5» – российская ракета-носитель тяжелого класса семейства «Ангара», первая тяжелая ракета-носитель (РН), разработанная в России после распада СССР. Основной задачей эксплуатации является выведение современных и перспективных тяжелых космических аппаратов (КА) на высокоэнергетические орбиты – геостационарные (спутники связи, метеоспутники, КА в интересах Министерства обороны), траектории полетов к Луне и отлетные траектории. Увеличение массы полезной нагрузки до 25–35 тонн относительно эксплуатируемой в настоящее время тяжелой РН «Протон» позволит существенно увеличить и расширить возможности перспективных КА. Экологически чистое топливо ракеты (кислород + керосин) снижает  экологическую нагрузку от запусков на окружающую среду.

 

Опубликовано: 11 апреля 2019 17:06
Автор: Антон Медведев
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

Омские машиностроители и электронщики обеспечили рост промпроизводства региона

17 апреля 2019

Омские машиностроители и электронщики обеспечили рост промпроизводства региона

 

Индекс промпроизводства региона за 3 месяца текущего года составил 1,7% в сравнении с предыдущим. Положительную динамику обеспечили предприятия нефтепереработки, машиностроения, радиоэлектроники и пищевых продуктов.

Индекс промпроизводства региона за 3 месяца текущего года составил 1,7% в сравнении с предыдущим. Положительную динамику обеспечили предприятия нефтепереработки, машиностроения, радиоэлектроники и пищевых продуктов.

 

Рогозин подтвердил разработку «Ангары» грузоподъемностью почти 40 тонн

16 апреля 2019

Рогозин подтвердил разработку «Ангары» грузоподъемностью почти 40 тонн

 

Работы по созданию сверхтяжелой ракеты «Ангара-А5В» идут полным ходом. В перспективе «сверхтяж» планируется использовать для космических полетов, например к Луне и Марсу.

Работы по созданию сверхтяжелой ракеты «Ангара-А5В» идут полным ходом. В перспективе «сверхтяж» планируется использовать для космических полетов, например к Луне и Марсу.

 

Первому омскому аэропорту исполняется 90 лет

14 апреля 2019

Первому омскому аэропорту исполняется 90 лет

Днем рождения омского аэропорта считается17 мая 1929 года. В этот день из Иркутска в Новосибирск вылетел самолет «Фоккер Ц-4», который после этого перелета с почтовой эстафетой взял курс на Омск. Сам первый аэропорт располагался в помещениях мельницы. 

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.