Есть ли смысл сибирякам приобретать электромобили?

Опубликовано: 04 января 2019 10:11
Автор: Анатолий Шестаков
Поделиться в соцсетях:
Есть ли смысл сибирякам приобретать электромобили?

По данным ГИБДД, в 2017 году в Омской области был зарегистрирован всего один электроавтомобиль. Однако уже к середине 2018 года в регионе было поставлено на учет уже 16 электрокаров. 

Корреспондент «ПРОМ» попросил одного из владельцев, Рустама Кулеева, поделиться личным опытом и рассказать, каково это — эксплуатировать электромобиль в городе, в котором почти нет никакой необходимой для этого инфраструктуры.

— Рустам, как вообще возникла идея купить электромобиль? Ну зачем в Омске, с его единственной электрозаправкой, такая игрушка?

— У меня всегда был интерес к техническим новинкам. Захотелось почувствовать на себе, что значит владеть инновационным транспортом. Так что мотив — это в чистом виде любопытство. Сразу скажу, что у нас в семье уже давно к тому моменту была машина с двигателем внутреннего сгорания. Потребовалась вторая. Решил рискнуть и начал искать электромобиль. Официально их в продаже нет, поэтому начал поиски на сайтах автообъявлений. Предложений достаточно много. В основном этим занимаются предприниматели, которые помогают купить такие машины с аукциона в Японии. Самый ходовой товар — Nissan Leaf. Ценник гуманный — от 500 до 750 тысяч рублей за авто выпуска 2011–2015 годов.

— Наверняка прежде изучили отзывы тех, кто уже купил такой автомобиль?

— Сейчас уже даже трудно сказать, сколько сотен запросов сделал в интернете на эту тему. Просиживал за компьютером вечерами напролет. В какой-то момент даже почувствовал себя экспертом-теоретиком по электротранспорту. И вот начали выбирать. У омского рынка есть особенность. У нас всегда было дешевле купить японский автомобиль с правым рулем, с японского же рынка. В итоге остановился на Nissan Leaf 2011 года за полмиллиона рублей. Это уже с доставкой в Омск и уплатой всех таможенных сборов.

В аукционном листе все указано, вплоть до того, где и какие царапины на кузове. Там же было сказано, что емкость батареи — 80%. С конвейера сходит с емкостью 100%. Получается, что за семь лет емкость упала всего на 20%. Так что на ней можно еще ездить и ездить. На приборной доске оставшаяся емкость, кстати, выводится. И когда машина пришла, то я еще раз убедился, что все было указано правильно.

Говорят что у Tesla батареи еще долговечнее, но и стоят эти машины на вторичном рынке около 7–8 миллионов.

— И вот ваш Nissan Leaf прибыл. Какие первые впечатления от владения?

— Приехал в условленное с поставщиком место. Момент приема-передачи вообще ничем не отличается от того, как это происходит с обычными машинами, которые приходят из Японии. Осмотрел кузов — претензий не было. Расписался в документах. Сел за руль, поехал. Первое, что было совсем необычно, — отсутствие привычного шума двигателя. К такому нужно привыкнуть. Естественно, нет педали сцепления. Автоматическая коробка передач одноступенчатая. Все! Ощущения вообще необычные. Но все очень здорово!

— Сколько уже удалось проехать? Как зимняя эксплуатация, с которой, говорят, не все гладко?..

— Машину я купил в марте. Получается, что еще и года не эксплуатирую. Весна, лето, осень и самое начало зимы. Сильных холодов еще не было. Сразу скажу, что пользоваться этой машиной буду только до минус двадцати. В морозы буду ставить в гараж. Страшновато за батарею. Будем пользоваться в семье только автомобилем на бензине в этот период. Потому что разряд сразу резко возрастает, увеличивается расход на обогрев…

— Как с расходными материалами за время эксплуатации, был ли какой-нибудь серьезный ремонт?

— Нет. За все время поменял только салонный фильтр. Машина ходит себе и ходит.

Что касается электричества, то сложно сказать, сколько киловатт-часов. Не подсчитывал специально. Расход по счетчику приемлемый. Получается как у электрочайника. Заряжаюсь в гараже. Приехал — поставил, включил. Зарядка идет пять-шесть часов. Там таймер есть. Емкости батареи в теплое и относительно теплое время года хватает на 100 километров хода. Если до работы и с работы то у меня выходит по 10 километров, то заряжаюсь раз в четыре дня. Летом езжу на дачу. До нее 20 километров, там подключаюсь к обычной розетке, никаких проблем.

— А не страшно ехать на батарейке? Вдруг неожиданно разрядится?

— Такого еще ни разу не было. Кроме того, на приборной доске я всегда вижу, какой ход у меня остался. Многое зависит от стиля вождения. При скорости 100 км/ч очень быстро падает заряд, экономнее держать скорость около 90 км/ч на трассе и 40–60 км/ч в городе. Едешь плавно — все в порядке, задергался — получи повышенный расход. Кстати, электромобиль в этом плане очень хорошо дисциплинирует водителя.

— Но общую-то экономику владения наверняка пробовали подсчитать?

— Пробовал. У меня вышло, что если буду ездить на ней 7–8 лет, то с нынешними ценами на бензин она полностью окупится. Насчет того, буду продавать ее или нет, — наверное, буду, года через три. И то, для того, чтобы взять более свежую машину. Обязательно электрическую. Уверен, что популярность электромобилей к этому времени возрастет и с продажей сложностей вообще не будет. Это прогресс. Электромобили, кто бы что бы ни говорил, входят и будут входить в нашу жизнь. Уверен, за этими технологиями будущее.

— Зная наших мужиков, не могу поверить, чтобы даже такие технологии будущего они не пробовали бы усовершенствовать. Сами-то баловались?

— Нет еще. Только собираюсь. Не буду же все время в морозы ее в гараже держать. Знаю, что мужики вот что придумали: чтобы снизить нагрузку на батарею в мороз, вместо тена, который обогревает салон, ставят Webasto. А под капот — небольшой бак для этой системы. Говорят, прямо очень хорошо и экономно получается. Там есть свои тонкости и хитрости, которые нужно поизучать еще. Вот когда буду уверен, что все правда, все надежно и безопасно, тогда и можно решиться. Мужики еще предлагают на форумах способы подогрева батареи зимой. Тоже можно посмотреть, что за идея. Знаю одно: каждая новая модель будет все лучше и лучше. И батареи — все более емкими и надежными.

— А комфортно все-таки водить электромобиль? Или нет разницы с обычными машинами?

Разница есть. Батарея весит 300 килограммов. Она находится на днище автомобиля. А от этого машина более устойчива на дороге. Лучше слушается руля, легко маневрирует. Одним словом, водить — одно удовольствие. За это она мне и нравится.

Справка

По данным агентства «АВТОСТАТ», в 2017 году России насчитывалось всего 920 электромобилей, представленных лишь несколькими моделями. Из этого объема наибольшая доля (37%) приходится на модель Nissan Leaf (340 единиц). Далее следует Mitsubishi i-MiEV с долей 28,6% (263 шт.). Замыкает тройку лидеров TeslaModel S, которая была представлена 177 экземплярами (доля 19,2%). Менее сотни машин в парке принадлежит вазовской разработке — электромобилю LADA Ellada (93 шт.). Чуть более 30% всех электромобилей (281 шт.) в России стоят на учете в Москве. Другие субъекты России отстают от столицы с большим отрывом. Так, в Приморье зарегистрировано 136 таких машин, в Подмосковье — 58 единиц. Также более 50 электрокаров насчитывает парк Самарской области (51 шт.). В Хабаровском крае таковых 50, в Санкт-Петербурге и Краснодарском крае — по 45, а в Ставропольском крае и Татарстане — 23 и 14 соответственно. В каждом из остальных российских регионов, в том числе и в Омской области, числится менее 20 электромобилей.

Денис Борисов, владелец компании «Самурай-Моторс»:

«У электротранспорта самые сияющие перспективы. Мы сейчас оказываем услуги клиентам по сопровождению покупок мотоциклов из Японии. Но я только что приехал из Китая и понял, что нужно предлагать людям теперь уже и электрические скутеры, которые массово используются в этой стране. Очень удобный транспорт в летнее время. Стоит недорого. Надежен. Заряжается от любой розетки. Не нужна парковка. В Омске теперь это тоже очень актуально, особенно в центре. Теперь что касается электромобилей. Все крупные автоконцерны начинают массово выпускать такие машины. Вал наберет силу и перехлестнет уже в ближайшие годы и наши границы. Такие автомобили будут дешеветь и станут очень доступны для широких слоев населения. Я в этом просто уверен».

Опубликовано: 04 января 2019 10:11
Автор: Анатолий Шестаков
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

Омские предприниматели могут снизить расходы за счет льготного лизинга

15 мая 2019

Омские предприниматели могут снизить расходы за счет льготного лизинга

 

Механизм лизинговой поддержки реализуется в регионах России «Корпорацией "МСП"» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Механизм лизинговой поддержки реализуется в регионах России «Корпорацией "МСП"» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Омская область поднялась на 36 строчек в рейтинге инвестиционной активности регионов

13 мая 2019

Омская область поднялась на 36 строчек в рейтинге инвестиционной активности регионов

Такой результат область продемонстрировала за апрель. По итогам месяца регион занял 30-ю строчку рейтинга.

Омсктрансмаш принял участие в шествии Бессмертного полка

10 мая 2019

Омсктрансмаш принял участие в шествии Бессмертного полка

Под лозунгом «И тыл был фронтом!» сотрудники «Омского завода транспортного машиностроения» прошли в составе Бессмертного полка с фотографиями тружеников тыла, которые в годы Великой Отечественной войны работали на заводе.

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.