Александр Фролов: «Нефтепродукты остаются самой востребованной энергией в мире»

Опубликовано: 27 декабря 2018 15:45
Автор: Анатолий Шестаков
Поделиться в соцсетях:
Александр Фролов: «Нефтепродукты остаются самой востребованной энергией в мире»

В конце ноября в омском пресс-центре «МКР-медиа» прошла встреча журналистов с заместителем генерального директора Института национальной энергетики Александром Фроловым. Он поделился прогнозом развития событий на внутреннем топливном рынке в начале 2019 года — после повышения налога на добычу полезных ископаемых и акциза на топливо. 

По оценке Фролова, розничные цены на бензин вырастут еще на три-четыре рубля за литр. «ПРОМ» предлагает вашему вниманию самые интересные фрагменты выступления эксперта.

 

«Модернизировать нефтезаводы необходимо»

Несмотря на то что сейчас много говорят о разных видах энергии, в том числе и об альтернативной, нефть и нефтепродукты были и остаются самыми востребованными в мире. И пока так и будет. В 2017 году человечеству требовалось 98 миллионов баррелей нефти в сутки. В 2018 году потребление приблизилось к 100 миллионам баррелей в сутки.

На этом фоне объемы продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания продолжают расти.

Эти цифры дают исчерпывающий ответ тем экспертам, которые считают, что модернизировать нефтеперерабатывающие заводы бессмысленно. Дескать, весь мир в едином порыве переходит на возобновляемую энергетику и уже к середине XXI века спрос на нефтепродукты сильно упадет. Однако на деле мы видим совсем другую картину. И пока что цены на бензоколонках волнуют всех без исключения, во всех странах мира.

Так что глубокая модернизация российских НПЗ была проведена своевременно. А переход на выпуск топлива 4-го и 5-го экологического класса открыл возможность выйти на зарубежные рынки, в том числе и европейские.

Напомню, что всероссийская модернизация нефтезаводов практически во всех вертикально интегрированных нефтяных компаниях (ВИНК) стартовала в 2011 году. К 2017 году в стране было введено в эксплуатацию 78 установок первичной переработки нефти. Инвестиции в модернизацию ведущих НПЗ составили 1,3 триллиона рублей. Теперь стоит задача повысить глубину переработки нефти, и для этого с 2019 по 2027 год предстоит ввести в строй еще 45 установок первичной переработки нефти.

По прогнозам Международного энергетического агентства, к середине века газ может опередить нефтепродукты в объемах потребления, но ни в коем случае не возобновляемые источники энергии.

Кстати, когда делают такие прогнозы, то совсем забывают, что нефть — это не только топливо. Только половина нефти идет на бензин и дизтопливо, а все остальное — в том числе и на производство пластика, который широко используется в электромобилях.

«Автозаправки теряют маржу»

Производство бензина в России в прошлом году составило 39,2 миллиона тонн. Дизтоплива — 77 миллионов тонн. Дизеля на внутреннем рынке требовалось ровно половина, а вот по прогнозам нужно было 35,1 миллиона тонн. Предсказывалось даже снижение деловой активности, а следовательно, и спроса. Но случилось ровно наоборот. В 2017 году внутренний рынок запросил более 37 миллионов тонн бензина.

Сейчас в России 26 тысяч АЗС. Треть из них принадлежит вертикально интегрированным нефтяным компания, две трети — независимым игрокам. При этом большая тройка — «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть» — реализовали до 70 процентов всего объема моторного топлива. То есть, несмотря на то что доля независимых игроков больше, топлива они продают значительно меньше.

Происходит то, что должно происходить. Если человек везде может купить топливо «Евро-5», то он начинает искать то место, где ему будет это сделать комфортнее. А это уже ниша сопутствующих сервисов. И вот тут для независимых игроков, которые, как в 1990-е годы, хотят жить только на маржу в 20 процентов на литре бензина, наступают сложные времена.

Сети крупных нефтяных компаний в условиях снижения маржинальности розничного бизнеса стараются расширять продажи сопутствующих товаров и делают ставку на сервисе европейского уровня. Конечно же, для этого нужны инвестиции, которые независимые игроки себе позволить не могут. «Роснефть» и «Газпром нефть», например, только на кофе на АЗС заработали впечатляющие четыре и три миллиарда рублей соответственно.

«Почему дорожает бензин?»

С 2014 по 2016 год рост цен на топливо существенно отставал от инфляции в стране. В 2016 году произошло выравнивание. А вот что произошло в 2017 году, когда при низкой инфляции подорожал бензин: это был звонок, который мало кто услышал. Эксперты продолжали утверждать, что спрос на топливо упадет, и ряд НПЗ, исходя из соответствующих запасов, встали на плановый ремонт. Параллельно стали расти цены на сырую нефть в мире. Оказался привлекательным импорт, а ко второй половине года начинает расти внутренний спрос. Произошла даже нехватка, подхлестнувшая цены. С проблемой тогда справились увеличением в два раза биржевых торгов. Цены поднялись, но быстро стабилизировались. И вроде бы предпосылок для нового скачка не было.

Но здесь опять «случился урожай». При росте цен на нефть резко слабеет рубль — а значит, рублевая цена за тонну нефти для НПЗ резко растет. Синхронно растет и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который зависит от рублевой цены на нефть. Его рублевая цена только за год выросла с трех до шести тысяч рублей за тонну.

Для понимания, порядка 40 процентов цены топлива на пистолете АЗС составляет НДПИ. Еще 20 процентов дают акцизы, которые выросли с пяти до одиннадцати тысяч рулей за тонну. А дальше пошла цепная реакция.

 «Правительство пошло на выравнивание» 

Первое, что стали делать для выравнивания ситуации в российском правительстве, — договариваться с ВИНКами об увеличении поставок на внутренний рынок. Но эта мера не помогает снизить цену, ведь рынок страдает не от дефицита, а от роста стоимости производства. Поэтому принимается решение сократить акциз с одиннадцати до восьми тысяч рублей за тонну. В это же время стали снижаться и цены на нефть на мировом рынке — с 80 до 60 долларов за баррель.

В 2019 году планируется поднять налог на НДПИ и увеличить акциз на бензин до 12,3 тысячи рублей за тонну. Это плюс три-четыре рубля в литре. При этом будет снижена экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты. Финансово-экономический блок правительства предлагает ряд мер, которые позволят снизить себестоимость нефтепереработки.

Все это будет, безусловно, обсуждаться на самом высоком уровне. Сейчас очевидно одно: никто не позволит, чтобы рынок вел себя непредсказуемо. И в результате все стороны, включая нефтяников, выработают модель, при которой рост цен если и будет, то вполне контролируемый.

Опубликовано: 27 декабря 2018 15:45
Автор: Анатолий Шестаков
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

Омский «Солнцепек» китайцы назвали «самым ужасным оружием России»

15 июля 2019

Омский «Солнцепек» китайцы назвали «самым ужасным оружием России»

Армии других стран еще долго не смогут что-либо противопоставить омским «огнеметным танкам».

Омский «Солнцепек» китайцы назвали «самым ужасным оружием России»

15 июля 2019

Омский «Солнцепек» китайцы назвали «самым ужасным оружием России»

Армии других стран еще долго не смогут что-либо противопоставить омским «огнеметным танкам».

Конкурс по теплым остановкам в Омске вышел на завершающий этап

12 июля 2019

Конкурс по теплым остановкам в Омске вышел на завершающий этап

 

Конкурсная комиссия завтра рассмотрит заявку единственного участника — компании «Капитал-Строй». После этого станет известно, заключат ли с ним договор, рассчитанный на семь лет.

Конкурсная комиссия завтра рассмотрит заявку единственного участника — компании «Капитал-Строй». После этого станет известно, заключат ли с ним договор, рассчитанный на семь лет.

 

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.