Сколько на самом деле нужно средств на достройку омского метро?

Опубликовано: 21 июля 2018 17:27
Автор: Алексей Пантелеев
 
Фото: Алексей Пантелеев, Екатерина Макарова
Поделиться в соцсетях:
Сколько на самом деле нужно средств на достройку омского метро?

Недостроенный омский метрополитен в этом году ждет подготовка к окончательной консервации. Но вопрос о достройке подземки может вернуться вновь — для этого власти обещали заложить техническую возможность.

В режим заморозки

Весной российское министерство транспорта заявило, что правительство Омской области должно завершить проект по строительству метрополитена. Ведомство настаивает на продолжении работ «в целях недопущения неэффективного использования средств федерального бюджета». Местным властям рекомендуют завершить строительство и ввести объект в эксплуатацию. Из федерального бюджета, как подчеркнули в министерстве, на омское метро ранее были выделены все запланированные финансы – 6,1 млрд рублей. Но вместо обещаний новых вложений, минтранс предложил области проработать механизм финансирования строительства метро с участием регионального бюджета и государственно-частного партнерства. Не самый простой вариант. Поэтому пока речь идет только о консервации долгостроя.

31 мая министр финансов Омской области Вадим Чеченко представил в Законодательном собрании поправку в региональный бюджет на 2018 год, которая касалась строительства омского метрополитена. По ней ассигнования на подземку в текущем году должны сократить с 792 млн, требуемых на обеспечение безопасности объекта, до 89,4 млн. При этом Вадим Чеченко уточнил, что по статье «Строительство первого пускового участка первой линии омского метрополитена» расходы в этом году уменьшены вообще до 9,4 млн рублей.

По словам министра, средства предназначены только на откачку грунтовых вод. В то же время в адресной инвестиционной программе появились две новые статьи: консервация первого пускового участка от станции «Красный Путь» до станции «Соборная» с электродепо и первоочередного участка от станции «Рабочая» до станции «Маршала Жукова». На них выделено 60 и 20 млн рублей соответственно – эти деньги пойдут на разработку проектов. При этом самой консервации в этом году пока не будет, так как без проекта эти работы проводить нельзя. Но в 2019 году уже потребуются более серьезные средства на строительные работы.

По словам заместителя председателя правительства Омской области  Игоря Бондарева, нужно будет ликвидировать стройплощадку на станции «Кристалл» путем обратной засыпки грунтом. При этом останется возможность для возобновления работ. Две другие станции – «Заречная» и «Библиотека имени Пушкина» – необходимо завершать.

«Мы не ставим точку на строительстве – это точка с запятой», – отметил Игорь Бондарев на заседании регионального кабинета министров.

А вот участок метро в районе улицы Богдана Хмельницкого ждет консервация без далеко идущей перспективы. Много лет участок улицы был здесь закрыт, теперь же напротив театра «Галерка» хотят сделать парковую зону.

Усеченный вариант пока невозможен

По словам директора казенного учреждения Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» Андрея Молчанова, сегодня общая готовность первого пускового комплекса метро – 35,9 процента. Станция «Библиотека им. Пушкина» имеет 100-процентную строительную готовность, но не эксплуатационную. Станции «Заречная» и «Кристалл» стоят на уровне котлованов. Станцию «Соборная» пока еще не начинали. Кроме того, вырыто 3,5 километра тоннелей.

«Омское метро – это объект незавершенного строительства. Он находится в нормальном состоянии, отвечающем всем строительным правилам, ничего с ним пока не произошло, – рассказал Андрей Молчанов. – Работы сейчас не ведутся, и в 2017 году никаких работ не проводилось. Дважды объявлялись конкурсы на проведение мероприятий по достройке, однако ни одного подрядчика не заявилось».

Тем временем Ростехнадзор постоянно выписывает учреждению штрафы, что, по словам Андрея Молчанова, закономерно: по закону объекты незавершенного строительства должны быть законсервированы в течение полугода.

При этом он заверил, что никакой опасности метрополитен не представляет. Ранее звучали опасения, что котлован станции «Заречная» начнет обрушаться, а вслед за этим начнут сползать дорога на улице Конева и многоэтажки. Андрей Молчанов эти опасения опроверг:

«Давайте не пугать омичей. Никаких обрушений котлованов нет и не предвидится. Даже если что-то случится, то для домов угрозы это не представляет, а представляет угрозу только строительным конструкциям двух котлованов двух станций: «Заречная» и «Кристалл».

В то же время уже после всех этих совещаний Андрей Молчанов заявил: ввиду того что утвержденный проект строительства предусматривает выполнение строительно-монтажных работ и ввод объектов в эксплуатацию единым комплексом (пять станций, перегонные тоннели и электродепо), частичное строительство объектов омского метрополитена на сегодняшний день не представляется возможным.

Занимательная арифметика

Следующая после «Библиотеки имени Пушкина» станция «Заречная» находится на расстоянии двух километров, еще полтора километра занимает перегонный тоннель до станции «Кристалл». Всего подземная проходка была сделана до бульвара Архитекторов. Далее тоннеля нет, и работы на четвертой станции «Соборной», также еще не велись. Для завершения участка до пересечения с улицей Лукашевича нужно пройти еще 2,2 км тоннеля и 800 м – до будущего электродепо на поверхности.

Силового оборудования, вентиляции и освещения в построенных тоннелях нет. Весь объем работ по консервации заключается в завершении инженерных сооружений метро, а затем проведении обратной отсыпки.

Что касается участка с закрытыми котлованами по улице Богдана Хмельницкого, здесь был пройден тоннель длиной 800 м и под землей проложена чугунная труба, а не тоннель из бетона. На разработку проектно-сметной документации по консервации этого участка надо порядка 20 млн рублей и на сами работы – около 230 млн рублей.

Прежняя стоимость всего первого пускового участка с учетом строительства – 22 млрд рублей. На отрезке до Октябрьского округа планировалось 6 станций, протяженность пути – 6,76 километра. Далее на участке от Левобережья до центра города задумывалось 5 станций, длина тоннеля – 7,5 километра.

В омскую подземку уже было вложено 12,9 млрд рублей. Из них 3,5 млрд – стоимость возведения метромоста. Еще около 1,5 млрд ушло на вынос сетей из центральной части города.

Проектная документация на достройку метро от 2014 года, которая прошла экспертизу, предполагала строительство 7,5 км линий, пять станций и электродепо. Но если из этого проекта выделять укороченный участок пускового комплекса, нужно проходить повторную экспертизу.

«Минпром просит 800 млн на завершение инженерных конструкций. Вопрос консервации – завершения инженерных конструкций вместе с сухой отсыпкой – обойдется в сумму порядка 850 млн рублей, – пояснил Игорь Бондарев. – Это продление соединительного тоннеля на станции «Заречная» на 80 метров. На станции нужно выполнить строительство сводов с перекрытием шпунтов, чтобы предотвратить выдавливание грунта. Аналогичные своды необходимо сделать на станции «Кристалл». Кроме того, требуются небольшие средства для завершения венткамеры у «Фестиваля».

После этого земельные участки должны быть переданы муниципалитету для завершения строительства транспортных магистралей – развязки для выезда на метромост по улице Конева. Кроме того, городу не раз предлагалась идея соединить улицу Булатова с Красным Путем и разгрузить улицу Орджоникидзе.

«С учетом отсутствия достаточных финансовых средств и перспективы в ближайшее время проведения метро в Омске очень остро стоит вопрос сохранности конструкций данного объекта и обеспечения безопасности населения. Сейчас для нас это приоритетная задача. И в этой связи решение о консервации является единственно правильным решением. При этом важно понимать, что мероприятия по консервации объектов в «сухом» варианте направлены не на ликвидацию ранее построенных объектов, а на максимальное доведение до принятых проектных решений в условиях ограниченного финансирования. Консервация позволит нам обеспечивать сохранность конструкций омского метро до тех пор, пока мы не сможем продолжить его строительство в том или ином виде», – пояснил замминистра промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Игорь Лукьянов.

К слову, первоначальный проект омского метро был изготовлен порядка 30 лет назад, а затем наложен на генеральный план развития Омска. Под строительство метро было выделено порядка 1200 участков, они зарезервированы и находятся под действием сервитута. Это также сдерживает развитие города. Но, как отметили на одном из совещаний, «менять проект – это затратить еще 600 млн рублей».

Проект «экономкласса»

В декабре 2017 года врио губернатора Александр Бурков спустился на перрон практически достроенной станции «Библиотека имени Пушкина» – ее отделяет от подземного перехода тонкая перегородка. Здесь у главы региона прошло рабочее совещание, где Александру Буркову рассказали об еще одном варианте завершения омского метро. На уровне проектного решения этот вопрос пока не прорабатывался. Информацию брали по аналогам в других городах и сопоставляли примерную стоимость.

Согласно этой идее в городе планировалось запустить укороченный вариант метро из трех станций, по которому будут ходить три поезда, состоящие всего из двух вагонов. В этом случае стоимость достройки составит 3 млрд рублей и еще миллиард – затраты на запуск системы. Казалось бы, затраты гораздо более реальные по сравнению с двадцатью миллиардами рублей, в которые оценивался первоначальный проект первой линии с пятью станциями и электродепо на Левобережье.

«Мы предлагаем завершение трех станций с технологической развязкой на станции «Кристалл» и ограничиться этим», – поясняли Александру Буркову.

В этом случае предложено сделать технологический тупик в закрытом варианте на станции «Кристалл» – она будет конечной на Левобережье. Здесь отводилось место для обслуживания поездов-челноков из трех вагонов. Это также предусмотрено в идее с консервацией.

«Броситься в омут с головой? Четыре миллиарда рублей мы нигде не найдем. В Минтрансе РФ нет практики выделять целевые средства на метро. Это компетенция субъекта или города. Рассчитывать на помощь Федерации не приходится. Надо оценить то, что есть, понять экономику, во сколько обойдется обслуживание трех станций и пяти с половиной километров тоннелей. Может быть такая сумма, что и бюджет города не вытянет. Но то, что это будет дотационный проект, похоже, факт»,  – подчеркнул Александр Бурков.

Цена эксплуатации

Первоначально на пусковом участке после ввода в эксплуатацию планировалось использовать на 7,5 км пути 10 пар поездов, из которых 8 работали бы на линии и 2 – в резерве. Проектная частота движения – 20 пар поездов в час, то есть с интервалом в три минуты. Полный оборот от станции «Рокоссовского» до станции «Библиотека имени Пушкина» планировался в 22 минуты.

В 2013–2014 годах поезда планировались закупать у французской фирмы Alstom, даже проводился местный конкурс среди импортных и отечественных производителей. Сейчас Alstom уже выпускает свою технику в России, на заводе в Мытищах, и поставляет вагоны для Московского метрополитена. Стоимость трехвагонного состава (вагоны оснащены моторами) длиной 60 метров составляет около $3 млн.

При укороченном варианте все потребности могут закрыть уже три поезда вместо восьми. Причем при таком пассажиропотоке его могут обслуживать уже не трехвагонные поезда, а состав из двух головных моторных вагонов. Вставку еще из одного вагона потом можно будет докупить.

А вот стоимость эксплуатации омского метро при условии достройки пока рассчитывалась очень примерно. По расчетам одного из банков, которые приводил на совещании Игорь Бондарев, эксплуатационные затраты составляют 200 млн рублей в год на один километр линии. Можно было бы сравнить с нашими ближайшими соседями, однако служба эксплуатации метро Новосибирска своими показателями затрат и доходов не делится. Хотя они и уверяют, что их система не убыточная. В любом случае омский проект будет дотационным и на рентабельность не выйдет.

В Новосибирске действует 15 километров линий и 13 станций, в год метрополитен в среднем перевозит здесь 80–85 млн пассажиров, а среднесуточный поток – 200–300 тысяч человек. Доля метро в общегородских перевозках – 20 процентов. В Омске же весь муниципальный транспорт в год перевозит 77 млн человек. Суточный пассажиропоток на омском участке метро прогнозируется всего лишь в 90 тысяч человек.

Однако даже просто после консервации мское метро постоянно будет требовать денег – на вентиляцию и откачивание грунтовых вод. Обслуживание обходится в сумму порядка 6 млн рублей в год.

Пока же в Омске первоочередная задача, если проект метро будет переформатироваться, – это изменение генплана города. Глобальная проблема – увязка с сервитутами.

«Мы до сих не можем получить разрешение на продолжение строительства метро. Причина – нет актуального проекта планировки и межевания, а прежний подрядчик, «Омскгражданпроект», обанкротился. По большому счету, на законных основаниях сейчас мы приступить к строительству метро не сможем», – высказался Игорь Бондарев.

Тем не менее проблему недостроенного метро нужно решать в кратчайшее время, о чем также предупреждал Игорь Бондарев:

«Две станции нужно закрывать по любому. Еще – год и все, дальше пойдет обвал котлованов внутрь. Шпунты, которые огораживают котлованы, приходят в негодность и выламываются. Далее идет сползание грунтов, а на них стоят дома и дороги».

 

Справка

Решение о строительстве омского метрополитена было принято распоряжением Совета Министров СССР в 1986 году, строительство началось в 1992 году, а запуск первой ветки первоначально планировался на 2008 год. Проект первой линии метрополитена в Омске, от станции «Рабочая» до станции «Заречная», был утвержден постановлением Госстроя России в 1993 году в объеме строительства первоочередного участка от станции «Рабочая» до станции «Маршала Жукова» протяженностью 6,76 км с шестью станциями, электродепо и инженерным корпусом.

В 2000 году Омским городским Советом была утверждена новая схема развития линий Омского метрополитена и определено строительство первого пускового участка 1-й линии метрополитена от станции «Библиотека имени А.С. Пушкина» до станции «Соборная» с электродепо с включением в состав пускового участка строящегося метромоста через Иртыш в створе улицы Фрунзе.

На сегодняшний день строительная готовность Омского метрополитена составляет порядка 36%. Проложено около 4 км перегонных тоннелей, выполнены конструкции станции «Библиотека имени А.С. Пушкина», начато строительство станционных комплексов «Заречная» и «Кристалл», выполнена инженерная подготовка площадки строительства электродепо.

Опубликовано: 21 июля 2018 17:27
Автор: Алексей Пантелеев
 
Фото: Алексей Пантелеев, Екатерина Макарова
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

Омский «Солнцепек» китайцы назвали «самым ужасным оружием России»

15 июля 2019

Омский «Солнцепек» китайцы назвали «самым ужасным оружием России»

Армии других стран еще долго не смогут что-либо противопоставить омским «огнеметным танкам».

Омский «Солнцепек» китайцы назвали «самым ужасным оружием России»

15 июля 2019

Омский «Солнцепек» китайцы назвали «самым ужасным оружием России»

Армии других стран еще долго не смогут что-либо противопоставить омским «огнеметным танкам».

Конкурс по теплым остановкам в Омске вышел на завершающий этап

12 июля 2019

Конкурс по теплым остановкам в Омске вышел на завершающий этап

 

Конкурсная комиссия завтра рассмотрит заявку единственного участника — компании «Капитал-Строй». После этого станет известно, заключат ли с ним договор, рассчитанный на семь лет.

Конкурсная комиссия завтра рассмотрит заявку единственного участника — компании «Капитал-Строй». После этого станет известно, заключат ли с ним договор, рассчитанный на семь лет.

 

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.