После открытия Юбилейного моста придется закрывать Комсомольский?

Опубликовано: 11 апреля 2018 17:17
Автор: Анатолий Шестаков
 
Фото: ОМСКРЕГИОН
Поделиться в соцсетях:
После открытия Юбилейного моста придется закрывать Комсомольский?

Омичи с нетерпением ждут окончания ремонта Юбилейного моста. Все хотят, чтобы спала напряженность движения в центре города, но и не менее интересно, какой предстанет обновленная конструкция. Какие задачи получится решить, а какие пожелания так и останутся пока мечтами? 

 

Тем временем специалисты говорят, что по завершении реконструкции Юбилейного мостового перехода безотлагательно нужно браться за решение проблем соседнего, Комсомольского моста. 
Успеть к юбилею
Краевед Игорь Коновалов напоминает, что в Омской крепости долгое время вообще обходились без капитального моста. Перебираться на другой берег Оми зимой предпочитали по льду, а летом возводили так называемую наплывную переправу. Выстраивались в ряд лодки, а сверху выкладывалась деревянная мостовая. У такого решения был один, но значительный минус – глубокой осенью и ранней весной переход приходилось разбирать.
– Так было до конца восемнадцатого века, пока не построили первый постоянный деревянный мост, который время от времени нужно было основательно чинить. А вот в начале двадцатого века построили уникальный железный мост. Уникальный тем, что он был разворотный вдоль реки, чтобы обеспечить судоходство. Когда требовалось, в воду опускалось забрало, и оно разворачивало конструкцию. Остатки опоры этого моста до сих пор можно увидеть, когда спадает вода, – рассказал Игорь Коновалов. 
Устье Оми было бойким торговым местом. Сюда заводили баржи для перевалки товара из Средней Азии, приходившего по Иртышу. На месте площади Дзержинского (сейчас площадь Победы) располагался большой базар. А разгружались баржи в районе дома № 3 по улице Чехова, почти напротив современного торгового комплекса «Триумф». 
– Там до сих пор есть уцелевшая деревянная пристань, которая очень хорошо сохранилась. Там же можно найти и то, что осталось от затопленной баржи. Все заросло деревьями. Поэтому просто так и не увидишь, – делится секретами краевед.
Непосредственно Юбилейный мост был построен относительно недавно, в 1967 году, к пятидесятилетнему юбилею советской власти. Строительство заняло всего два года.
По замыслу конструкторов, на береговых устоях (основание моста) планировалось возвести барельефы с изображением революционных событий, но в рамках борьбы с излишествами в архитектуре решили ограничиться небольшими табличками на перилах при входе на мост.
– Я лично видел первоначальный эскиз, вот именно так все и было. Кстати, вот откуда и заметные перепады в этих местах, – обратил внимание Игорь Коновалов. 
Вписать в ансамбль
Директора архитектурной мастерской «Домус» Игоря Вахитова беспокоит, что сегодняшняя стройка сводится пока только к технической реконструкции Юбилейного моста, в то время как практически весь Любинский проспект по проектам «Газпрома» сейчас возвращает себе первоначальный исторический вид. 
– Я разговаривал с представителями компании. Мне объяснили, что тратить деньги на ремонтные работы они по закону не имеют права, только на реновацию. Поэтому, когда все работы будут завершены за счет региональных средств, мы обязательно вернемся к разговору о том, как можно вписать мост в общий ландшафт главной исторической части Омска, – пообещал Игорь Вахитов. 
Архитектор намерен предложить «Газпрому» возвести стильные ограждения из кованого железа, замостить пешеходные дорожки гранитом, сделать смотровые выступы у моста, установить стилизованные фонари. 
– У «Газпрома» есть понимание того, что Юбилейный мост необходимо вписать в общий ансамбль Любинского проспекта, иначе смешения стилей не избежать. Но переговоры о реновации можно вести после того, как работы по реконструкции будут завершены, – пояснил архитектор. 
Все идет по плану
О состоянии Юбилейного моста заговорили два года назад, когда в апреле 2016-го омичи обратили внимание на просадку и трещины в полотне. Была произведена диагностика, за которой последовало решение о капитальном ремонте. 
Кстати, Юбилейный мост регулярно проверялся и тревожные процессы в целостности конструкции стали наблюдаться еще с 1986 года. Тогда впервые был обнаружен легкий крен консолей пролетного строения. 
– Стало очевидно, что с устоями что-то происходит. Все последующие обследования подтверждали ненормальное состояние. И с 1995 года уже точно было определено, что в летний период, когда пролетное строение расширяется, оно становится заклиненным. Это ненормальная работа конструкции. Это приводит к более интенсивному износу всех опорных участков подвесного пролета, – пояснил главный инженер компании-подрядчика «МостоСтрой» Николай Хохлов.
В рамках проекта капитального ремонта укрепляются береговые устои, железобетонное пролетное строение меняется на металлическое. Меняются тротуарные консоли, перетягивается высокопрочная арматура, переустраиваются инженерные сети.
Новый асфальт будут класть уже весной – с соблюдением всех температурных режимов.
Работы, как ожидается, будут завершены до конца мая 2018 года. 
На очереди Комсомольский? 
Экс-директор НПО «Мостовик» Олег Шишов считает, что на Юбилейном мосту все делается «вовремя и правильно». Как инженера его больше беспокоит состояние Комсомольского моста. Особенно если учесть, что имеющиеся ресурсы, как объявлено, в 2018 году будут направлены на ремонт Ленинградского мостового перехода. 
– После Юбилейного нужно срочно браться за Комсомольский мост. Таких мостов было построено в конце пятидесятых в СССР всего пять – из кипящей стали (сталь с большим содержанием углерода). Такая сталь при низкой температуре, особенно когда под минус сорок, становится очень хрупкой, как стекло, это называется «хладноломкость». А во время реконструкции Юбилейного моста, не будем забывать, нагрузка на Комсомольский как минимум удвоилась. Идет большое количество транспорта, особенно сочлененные автобусы, которые дают динамическую раскачку, так что нужно срочно проводить обследования и приступать к ремонту, а по сути, к строительству нового моста. Кстати, его можно сделать вантовым, что очень современно, надежно и красиво, – подчеркивает Олег Шишов. 
За всю историю эксплуатации мостов из кипящей стали в СССР два сооружения разрушились, два были демонтированы. Пока из той серии остался только Комсомольский мост в Омске. 
Разрушение может произойти в любой момент, особенно зимой, как, например, это случилось в Подмосковье. При –45 °С по мостовому переходу двигался трактор «Беларусь», и произошел обвал конструкции. 
– Когда в свое время у Комсомольского моста стали отваливаться перила, я на кафедре «Мосты и тоннели» СибАДИ принимал участие в разработке и реализации проекта реконструкции этого сооружения. Убрали шарниры, мост превратился в неразрезной. Опасность была значительно снижена, но хладноломкость-то осталась, – настаивает Олег Шишов.
 справка
Десять мостов Омска
Через Омь. В устье Оми располагается одноарочный железобетонный Юбилейный мост, открытый в 1967 году. В 2017 году закрыт на реконструкцию. Выше по Оми, недалеко от Юбилейного, находится Комсомольский мост. Открыт в 1953 году. Общая длина моста – 120 метров. В 1990-е годы мост был реконструирован с демонтажем трамвайных путей. Реконструкция завершилась 
в августе 1997 года. Еще выше 
по Оми расположены открытый 
в 1988 году Фрунзенский мост 
и Октябрьской мост (1962). В восточном пригороде реку Омь также пересекает железнодорожный мост. 
Через Иртыш. Ленинградский мост строился в 1955–1959 годах на месте бывшей паромной переправы. Название моста происходит от ленинградского проекта, по которому он возводился мостопоездом № 413. На возведение опор моста ушло три года, пролетного строения – один год. 
В северной части города находится мост имени 60-летия ВЛКСМ, открытый в 1978 году. Изначально был с трамвайными путями. 
В 2002–2003 годах мост был капитально отремонтирован. С 2007 года трамвай здесь не ходит.
Из центра города на Левобережье ведет мост имени 60-летия Победы, открытый в 2005 году. Пешеходный и автомобильный переход имеет возможность пропускать метропоезда. Из-за проблем со строительством Омского метрополитена эта часть моста не действует.
В южной части города через реку проходит железнодорожный мост 1896 года постройки, являющийся частью Транссибирской магистрали. И последний, Южный мост – 
на объездной дороге. Первая очередь моста была открыта в 1991 году, полностью он был открыт 
в 1995 году. Автомобильный переход является частью федеральной трассы Р-254 «Иртыш».

Тем временем специалисты говорят, что по завершении реконструкции Юбилейного мостового перехода безотлагательно нужно браться за решение проблем соседнего, Комсомольского моста. 

Успеть к юбилею

Краевед Игорь Коновалов напоминает, что в Омской крепости долгое время вообще обходились без капитального моста. Перебираться на другой берег Оми зимой предпочитали по льду, а летом возводили так называемую наплывную переправу. Выстраивались в ряд лодки, а сверху выкладывалась деревянная мостовая. У такого решения был один, но значительный минус – глубокой осенью и ранней весной переход приходилось разбирать.

«Так было до конца восемнадцатого века, пока не построили первый постоянный деревянный мост, который время от времени нужно было основательно чинить. А вот в начале двадцатого века построили уникальный железный мост. Уникальный тем, что он был разворотный вдоль реки, чтобы обеспечить судоходство. Когда требовалось, в воду опускалось забрало, и оно разворачивало конструкцию. Остатки опоры этого моста до сих пор можно увидеть, когда спадает вода», – рассказал Игорь Коновалов. 

Устье Оми было бойким торговым местом. Сюда заводили баржи для перевалки товара из Средней Азии, приходившего по Иртышу. На месте площади Дзержинского (сейчас площадь Победы) располагался большой базар. А разгружались баржи в районе дома № 3 по улице Чехова, почти напротив современного торгового комплекса «Триумф». 

«Там до сих пор есть уцелевшая деревянная пристань, которая очень хорошо сохранилась. Там же можно найти и то, что осталось от затопленной баржи. Все заросло деревьями. Поэтому просто так и не увидишь», – делится секретами краевед.

Непосредственно Юбилейный мост был построен относительно недавно, в 1967 году, к пятидесятилетнему юбилею советской власти. Строительство заняло всего два года.По замыслу конструкторов, на береговых устоях (основание моста) планировалось возвести барельефы с изображением революционных событий, но в рамках борьбы с излишествами в архитектуре решили ограничиться небольшими табличками на перилах при входе на мост.

«Я лично видел первоначальный эскиз, вот именно так все и было. Кстати, вот откуда и заметные перепады в этих местах», – обратил внимание Игорь Коновалов. 

Вписать в ансамбль

Директора архитектурной мастерской «Домус» Игоря Вахитова беспокоит, что сегодняшняя стройка сводится пока только к технической реконструкции Юбилейного моста, в то время как практически весь Любинский проспект по проектам «Газпрома» сейчас возвращает себе первоначальный исторический вид. 

«Я разговаривал с представителями компании. Мне объяснили, что тратить деньги на ремонтные работы они по закону не имеют права, только на реновацию. Поэтому, когда все работы будут завершены за счет региональных средств, мы обязательно вернемся к разговору о том, как можно вписать мост в общий ландшафт главной исторической части Омска», – пообещал Игорь Вахитов. 

Архитектор намерен предложить «Газпрому» возвести стильные ограждения из кованого железа, замостить пешеходные дорожки гранитом, сделать смотровые выступы у моста, установить стилизованные фонари. 

«У «Газпрома» есть понимание того, что Юбилейный мост необходимо вписать в общий ансамбль Любинского проспекта, иначе смешения стилей не избежать. Но переговоры о реновации можно вести после того, как работы по реконструкции будут завершены», – пояснил архитектор. 

Все идет по плану

О состоянии Юбилейного моста заговорили два года назад, когда в апреле 2016-го омичи обратили внимание на просадку и трещины в полотне. Была произведена диагностика, за которой последовало решение о капитальном ремонте. 

Кстати, Юбилейный мост регулярно проверялся и тревожные процессы в целостности конструкции стали наблюдаться еще с 1986 года. Тогда впервые был обнаружен легкий крен консолей пролетного строения. 

«Стало очевидно, что с устоями что-то происходит. Все последующие обследования подтверждали ненормальное состояние. И с 1995 года уже точно было определено, что в летний период, когда пролетное строение расширяется, оно становится заклиненным. Это ненормальная работа конструкции. Это приводит к более интенсивному износу всех опорных участков подвесного пролета», – пояснил главный инженер компании-подрядчика «МостоСтрой» Николай Хохлов.

В рамках проекта капитального ремонта укрепляются береговые устои, железобетонное пролетное строение меняется на металлическое. Меняются тротуарные консоли, перетягивается высокопрочная арматура, переустраиваются инженерные сети.

Новый асфальт будут класть уже весной – с соблюдением всех температурных режимов.Работы, как ожидается, будут завершены до конца мая 2018 года. 

На очереди Комсомольский? 

Экс-директор НПО «Мостовик» Олег Шишов считает, что на Юбилейном мосту все делается «вовремя и правильно». Как инженера его больше беспокоит состояние Комсомольского моста. Особенно если учесть, что имеющиеся ресурсы, как объявлено, в 2018 году будут направлены на ремонт Ленинградского мостового перехода. 

«После Юбилейного нужно срочно браться за Комсомольский мост. Таких мостов было построено в конце пятидесятых в СССР всего пять – из кипящей стали (сталь с большим содержанием углерода). Такая сталь при низкой температуре, особенно когда под минус сорок, становится очень хрупкой, как стекло, это называется «хладноломкость». А во время реконструкции Юбилейного моста, не будем забывать, нагрузка на Комсомольский как минимум удвоилась. Идет большое количество транспорта, особенно сочлененные автобусы, которые дают динамическую раскачку, так что нужно срочно проводить обследования и приступать к ремонту, а по сути, к строительству нового моста. Кстати, его можно сделать вантовым, что очень современно, надежно и красиво», – подчеркивает Олег Шишов. 

За всю историю эксплуатации мостов из кипящей стали в СССР два сооружения разрушились, два были демонтированы. Пока из той серии остался только Комсомольский мост в Омске. Разрушение может произойти в любой момент, особенно зимой, как, например, это случилось в Подмосковье. При –45 °С по мостовому переходу двигался трактор «Беларусь», и произошел обвал конструкции. 

«Когда в свое время у Комсомольского моста стали отваливаться перила, я на кафедре «Мосты и тоннели» СибАДИ принимал участие в разработке и реализации проекта реконструкции этого сооружения. Убрали шарниры, мост превратился в неразрезной. Опасность была значительно снижена, но хладноломкость-то осталась», – настаивает Олег Шишов.

 

Десять мостов Омска

Через Омь. В устье Оми располагается одноарочный железобетонный Юбилейный мост, открытый в 1967 году. В 2017 году закрыт на реконструкцию. Выше по Оми, недалеко от Юбилейного, находится Комсомольский мост. Открыт в 1953 году. Общая длина моста – 120 метров. В 1990-е годы мост был реконструирован с демонтажем трамвайных путей. Реконструкция завершилась 
в августе 1997 года. Еще выше 
по Оми расположены открытый 
в 1988 году Фрунзенский мост 
и Октябрьской мост (1962). В восточном пригороде реку Омь также пересекает железнодорожный мост. 

Через Иртыш. Ленинградский мост строился в 1955–1959 годах на месте бывшей паромной переправы. Название моста происходит от ленинградского проекта, по которому он возводился мостопоездом № 413. На возведение опор моста ушло три года, пролетного строения – один год. 
В северной части города находится мост имени 60-летия ВЛКСМ, открытый в 1978 году. Изначально был с трамвайными путями. 
В 2002–2003 годах мост был капитально отремонтирован. С 2007 года трамвай здесь не ходит.Из центра города на Левобережье ведет мост имени 60-летия Победы, открытый в 2005 году. Пешеходный и автомобильный переход имеет возможность пропускать метропоезда. Из-за проблем со строительством Омского метрополитена эта часть моста не действует.В южной части города через реку проходит железнодорожный мост 1896 года постройки, являющийся частью Транссибирской магистрали. И последний, Южный мост – 
на объездной дороге. Первая очередь моста была открыта в 1991 году, полностью он был открыт 
в 1995 году. Автомобильный переход является частью федеральной трассы Р-254 «Иртыш».

 

Опубликовано: 11 апреля 2018 17:17
Автор: Анатолий Шестаков
 
Фото: ОМСКРЕГИОН
Поделиться в соцсетях:

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.