Под винтом — Омск

Опубликовано: 27 декабря 2017 15:43
Автор: Игорь Буторин
 
Фото: Сергей Мельников
Поделиться в соцсетях:
Под винтом — Омск

Корреспондент «ПРОМ» побывал в единственном в России вертолетном училище. Это омское учебное заведение всегда было окутано романтикой, потому что для многих именно здесь начиналась дорога в небо. 

Раньше оно называлось Омским летно-техническим училищем гражданской авиации (ОЛТУГА), теперь это Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева». О том, чем сегодня живет колледж, — в материале и фотографиях «ПРОМ». 

 

Точка взлета
Омский колледж гражданской авиации — единственное учебное заведение в России, которое готовит пилотов вертолетов. Молодые люди здесь не только получают летную специальность, но и учатся на авиационных механиков, специалистов авиационного и радиоэлектронного оборудования. Еще здесь готовят бортмеханников — их отбирают уже в процессе обучения, и из наиболее подготовленных курсантов. И если срок обучения на всех факультетах — 2 года 10 месяцев, то у бортмехаников на год больше — 3 года 10 месяцев. Они проходят медкомиссию, психологический профотбор, как и будущие пилоты, и по окончании колледжа будут летать в составе экипажа.
У пилотов, как и бортмехаников, сугубо вертолетная специализация. По остальным профессиям есть предметы по изучению не только вертолетов, но и современных самолетов Ту-204, и после выпуска бортмеханики смогут обслуживать как вертолеты, так и на самолеты. 
— На первый курс в этом году мы набирали 100 пилотов, 80 механиков, 55 радистов и 50 прибористов — всего 285 человек, — рассказывает директор колледжа, заслуженный летчик РФ Александр Строганов. — Летчики — это самая популярная специальность, за ней по популярности у абитуриентов идут механики, прибористы и радисты. На все специальности мы набираем на базе одиннадцатого класса, а на прибористов и радистов берем и с девятью классами. Из-за этого есть существенная разница в проходном балле. Девятиклассники поступают с очень высоким баллом (больше 4), и конкурс составляет 4-5 человек на место. Среди них мы отбираем по 25 человек на каждую специальность. Конкурсный отбор проходит по пяти основным предметам: алгебра, геометрия, физика, русский и иностранный язык. У одиннадцатиклассников тоже так, но там молодые люди приходят и выбирают специальность уже более осознанно, и у них конкурс порядка 2 человек на место. 
По словам директора, на летную специальность конкурс традиционно высок. По заявлениям он составляет порядка 3-4 человек на место. Но основной отсев происходит на медицинской комиссии, где к будущим летчикам предъявляются очень серьезные требования. Конкурс после медкомиссии становится меньше примерно в два раза. Надо заметить, что популярность специальности пилота вертолета с каждым годом растет. Если еще в 2010 году на эту специальность набирали 85 курсантов, то сейчас уже 100–110 человек. Заметим, что несколько лет назад много абитуриентов отсеивалось по состоянию здоровья, то сейчас после комиссии и профессионального отбора и психологического тестирования остается порядка 170 человек на 100 мест.
Стоит признаться, что порой трудно представить, как двадцатилетний парень может справляться с многотонным вертолетом Ми-8. Однако Александр Строганов уверен в своих пилотах-выпускниках.
— За период обучения мы выполняем все требования к учебным заведениям гражданской авиации при подготовке пилотов, — заявил директор летно-технического колледжа гражданской авиации. — И прежде всего, это обязательные 90 часов налета. 
Вообще, подготовка пилота состоит их трех частей: теория, тренажерная подготовка и летная практика. Теорию здесь преподают очень опытные преподаватели. По тренажерной подготовке омский колледж тоже укомплектован полностью. Это тренажеры вертолетов: Ми-8 и еврокоптеров. Притом, заметим, есть процедурные и комплексные тренажеры. Процедурный похож на компьютерный симулятор. А комплексный полностью создает ощущение реального полета. Он выглядит как кабина, соответствующая реальному воздушному судну. Здесь кроме огромного количества приборов и рычагов, педалей и лампочек есть и эффект шума двигателя, легкая вибрация и сфера, которая обеспечивает реальное представление высоты и рельефа местности. Экипаж находится на своих штатных местах и все действия выполняет практически в реальности. 
Авиабаза летного колледжа находится в Калачинске, поэтому в программе тренажеров заложена местность этого аэродрома. Вторая программа для виртуальных полетов — в горной местности с рельефом аэродрома Адлера. При этом на тренажере есть возможность задавать любые метеоусловия: снег, дождь, туман, ветер, ночь. Также можно ввести программу с различными экстремальными ситуациями: отказы узлов и систем вертолета, аварийные ситуации (пожар, остановка двигателя, отказ насоса топливной системы, обледенение и т. п.).
Симуляторы и тренажеры — это так по-современному, но они хоть и похожи на реальность, но далеки от нее. Тем более реальный полет зачастую требует колоссальной ответственности и наибольшей концентрации всех сил и навыков. 
— В Калачинске у нас есть вертолеты Ми-8, вертолеты с одним несущим винтом Eurocopter и Bell 407, — пояснил Александр Строганов. — Подготовка складывается из налета 50 часов на легких вертолетах и 40 часов на Ми-8. К сожалению, в России нет легких одномоторных вертолетов, поэтому приходится учить курсантов на иностранных машинах.
С иностранными вертолетами есть некоторые проблемы. Запчасти к ним приходится заказывать за границей, а это всегда немалые расходы и, главное, длительное время доставки. Зато с отечественными Ми-8 практически нет аналогичных сложностей. Этот тип вертолетов очень распространен, причем не только в России, но и во всех странах мира. Этот тип винтокрылых машин досконально изучают омские курсанты. Да и подавляющему большинству выпускников в перспективе придется летать именно на Ми-8. 
По окончании коллежда выпускник получает пилотское свидетельство и практически сразу приступает к полетам. Выпускники — пилоты и бортмеханики Омского летно-технического колледжа практически все без проблем трудоустраиваются. География распределения — от Калининграда до Чукотки. Наибольшее число специалистов востребованы на Тюменском севере, Якутии, Сибири, Алтае, Забайкалье, Дальнем Востоке, Камчатке. К этому списку еще можно добавить и северо-запад европейской части России. 
Прибористы и радисты тоже находят работу, порой пусть даже и не совсем по авиационной специальности. А летчик — он целенаправленнее идет к своей профессии, поэтому ему, по признанию самих курсантов, не страшны регионы, удаленные от цивилизации. Главное, там он будет летать. Для пилота это, пожалуй, самое главное желание — летать.
Выпускник Омского летно-технического колледжа сразу после его окончания получает порядка 100 тысяч рублей зарплаты, это при условии, что он имеет регулярный налет. Если же выпускник попадает на работу за границу, то его зарплата значительно вырастает. Так что от знания иностранного языка зависит и будущая карьера, и зарплата, по--этому его здесь стараются учить тщательно.
— Наш колледж — единственный в России, кто готовит вертолетчиков, поэтому к нам едут учиться со всей страны, — подчеркивает Строганов. 
Со дня своего образования в 1940 году сначала летная школа, а потом и ОЛТУГА готовили пилотов самолетов. Сначала военных пилотов, потом летчиков для гражданской авиации. Перепрофилирование на вертолеты произошло в 1980-е годы, а с ноября 1982 года уже начались первые полеты и занятия по переподготовке пилотов-вертолетчиков на марки Ка-32 и Ми-8. С апреля 1992 года начался набор курсантов. 
Как здесь отмечают, в этом главная заслуга бывшего директора ОЛТУГА Анатолия Игнатьевича Якушева, которому в перестроечное время удалось сохранить училище. Училищ, где готовили пилотов на самолеты Ан-2, в стране было много, а вот потребности в таких летчиках в ту пору уже практически не стало. Вертолетчиков же готовили в СССР в городе Кременчуге, который после отделения республик стал тогда украинским. В России же после раздела СССР не осталось своего училища вертолетчиков. Вот тогда директор Якушев пробил в Министерстве гражданской авиации РФ создание такого училища на базе нашего ОЛТУГА. А с бурным развитием газовых и нефтеносных месторождений на Севере вертолетчики вообще стали очень дефицитной специальностью.
Как известно, Ми-8 традиционно был и остается «рабочей лошадкой» в условиях Крайнего Севера, бездорожья, болот, пустыни, тропических лесов, горной местности и непроходимой тайги. Поэтому выпускникам омского колледжа всегда рады во многих авиакомпаниях в России, Европе и даже Африке. 
Если сегодня у самолетчиков есть проблемы с трудоустройством и карьерой, им и сейчас зачастую трудно найти место службы, то омские вертолетчики сразу после окончания знают, куда ехать работать. 
— Мы оказываем помощь в распределении своих выпускников, — пояснил Александр Валерьевич. — Мы в курсе потребности разных авиакомпаний, и накануне выпуска в колледже всегда есть заявки на пилотов, поэтому наши летчики конкретно едут летать, то есть работать по специальности. Это очень важно по нынешним временам. Кстати, с мест работы наших выпускников мы регулярно получаем благодарности за качественную подготовку летных специалистов.
У вертолетчиков нет ограничения по возрасту и по полу, поэтому на пилотов в омском колледже учатся и девушки. Ежегодно порядка 8–10 представительниц прекрасной половины поступает на летную специальность. На технических специальностях учатся порядка 50 курсанток на курс. 
После окончания колледжа можно выпускник может продолжить обучение в Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева или в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации, но зачастую выпускники колледжа туда поступают на заочное отделение, продолжая работать по специальности. Так во всех отношениях практичнее — и работаешь, и образование получаешь.
Вертолетчики остаются востребованными, — поделился своими проблемами директор колледжа. — Я думаю, Росавиация начнет задумываться о перспективах развития нашего учебного заведения, и надеюсь, что у нас появится возможность обучать курсантов для более современных моделях вертолетов. Вертолет живет и летает порядка 35–37 лет, потом его надо менять. Наши учебные Ми-8Т доживают последние годы, через два-три года, максимум пять лет у нас может возникнуть проблема с учебными машинами. Но вопрос пополнения парка находится в компетенции Росавиации, они должны будут задуматься над заменой наших учебных вертолетов, потому что, повторюсь, вертолетчики нужны и будут востребованы в будущем.
Досье
Александр Валерьевич Строганов, директор Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского — филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева», заслуженный военный летчик Российской Федерации.
В 1976 году окончил Барнаульское высшего военное училище военных летчиков. Учился летать на первом в стране реактивном самолете Ил-28 и на первом в СССР сверхзвуковом фронтовом бомбардировщике Як-28. По окончании училища служил в Среднеазиатском военном округе, где за время службы получил первый класс на Як-28. Полеты проходили в небе республик Средней Азии и Закавказья СССР. В 1980 году принимал участие в афганской войне. Прошел переобучение на первый фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрий крыла — Су-24. Аэродром, где служил Строганов, располагался в Узбекистане, а боевые задания выполнялись в Афганистане. 
1989–1992 годы — учеба в Военно-воздушной академии имени Гагарина. 
В 1992 году перешел на службу в военную транспортную авиацию командиром полка транспортной авиации. Пилотировал Ан-26 и Ан-72. 
В 2000-е годы получил приглашение в авиацию Ракетных войск стратегического назначения на должность начальника авиационного отдела ракетной армии. Сначала служил начальником авиации ракетного соединения во Владимире, а потом в Омске, в 33-й ракетной армии. 
Уволился из Российской армии в возрасте 55 лет в 2010 году. 
В 2010 году стал заместителем директора по учебной работе Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского. 
В 2016 году возглавил Омский летно-технический колледж.
Справка
Анатолий Васильевич Ляпидевский (1908–1983) — советский летчик, генерал-майор авиации (1946), первый Герой Советского Союза (1934). В 1934 году А. В. Ляпидевский принимал участие в спасении челюскинцев. Совершил 29 поисковых полетов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и двоих детей. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Анатолию Васильевичу Ляпидевскому 20 апреля 1934 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. При вручении медалей «Золотая Звезда» ему была вручена медаль № 1.
История
26 марта 1940 года распоряжением командующего ВВС СибВО генерал-майора Погребова командиру 52-й авиационной бригады полковнику Кондратюку было приказано сформировать в Омске авиационную школу для подготовки военных пилотов.
17 мая 1940 года школе было присвоено название «Омская военная авиационная школа пилотов» (ОВАШП). В конце лета и осенью 1941 года в Омск прибывает личный состав нескольких летных училищ из европейской части СССР. Тогда же началась подготовка летчиков для фронтовых частей. С 1941 по 1945 год омская школа подготовила 2 338 пилотов для бомбардировщиков ВВС РККА. В октябре 1945 года школа была переименована в Омское военное авиационное училище летчиков и занималась подготовкой пилотов для бомбардировщиков.
1 июля 1960 года на базе училища было сформировано летное училище по подготовке пилотов для гражданских самолетов Ан-2. 1 сентября того же года прошел первый набор курсантов для гражданской авиации. В дальнейшем училище было переименовано в Омское летно-техническое училище гражданской авиации (ОЛТУГА). 15 августа 1980 года в ОЛТУГА получили предписание начать подготовку пилотов для вертолета Ми-8. 
В 1982 году началось переобучение авиаторов на вертолеты Ми-8 и Ка-32. 22 января 1991 года в Омске на базе ОЛТУГА был создан колледж гражданской авиации, где началась первоначальная подготовка пилотов-вертолетчиков. В сентябре 1992 года прошел первый набор курсантов-вертолетчиков. 35 летчиков выпускников Омской летной школы были удостоены звания Героя Советского Союза, шесть из них — посмертно.

Точка взлета

Омский колледж гражданской авиации — единственное учебное заведение в России, которое готовит пилотов вертолетов. Молодые люди здесь не только получают летную специальность, но и учатся на авиационных механиков, специалистов авиационного и радиоэлектронного оборудования. Еще здесь готовят бортмеханников — их отбирают уже в процессе обучения, и из наиболее подготовленных курсантов. И если срок обучения на всех факультетах — 2 года 10 месяцев, то у бортмехаников на год больше — 3 года 10 месяцев. Они проходят медкомиссию, психологический профотбор, как и будущие пилоты, и по окончании колледжа будут летать в составе экипажа.

У пилотов, как и бортмехаников, сугубо вертолетная специализация. По остальным профессиям есть предметы по изучению не только вертолетов, но и современных самолетов Ту-204, и после выпуска бортмеханики смогут обслуживать как вертолеты, так и на самолеты. 

«На первый курс в этом году мы набирали 100 пилотов, 80 механиков, 55 радистов и 50 прибористов — всего 285 человек, — рассказывает директор колледжа, заслуженный летчик РФ Александр Строганов. — Летчики — это самая популярная специальность, за ней по популярности у абитуриентов идут механики, прибористы и радисты. На все специальности мы набираем на базе одиннадцатого класса, а на прибористов и радистов берем и с девятью классами. Из-за этого есть существенная разница в проходном балле. Девятиклассники поступают с очень высоким баллом (больше 4), и конкурс составляет 4-5 человек на место. Среди них мы отбираем по 25 человек на каждую специальность. Конкурсный отбор проходит по пяти основным предметам: алгебра, геометрия, физика, русский и иностранный язык. У одиннадцатиклассников тоже так, но там молодые люди приходят и выбирают специальность уже более осознанно, и у них конкурс порядка 2 человек на место»

 

По словам директора, на летную специальность конкурс традиционно высок. По заявлениям он составляет порядка 3-4 человек на место. Но основной отсев происходит на медицинской комиссии, где к будущим летчикам предъявляются очень серьезные требования. Конкурс после медкомиссии становится меньше примерно в два раза.

Надо заметить, что популярность специальности пилота вертолета с каждым годом растет. Если еще в 2010 году на эту специальность набирали 85 курсантов, то сейчас уже 100–110 человек. Заметим, что несколько лет назад много абитуриентов отсеивалось по состоянию здоровья, то сейчас после комиссии и профессионального отбора и психологического тестирования остается порядка 170 человек на 100 мест.

Стоит признаться, что порой трудно представить, как двадцатилетний парень может справляться с многотонным вертолетом Ми-8. Однако Александр Строганов уверен в своих пилотах-выпускниках.

«За период обучения мы выполняем все требования к учебным заведениям гражданской авиации при подготовке пилотов, — заявил директор летно-технического колледжа гражданской авиации. — И прежде всего, это обязательные 90 часов налета». 

Вообще, подготовка пилота состоит их трех частей: теория, тренажерная подготовка и летная практика. Теорию здесь преподают очень опытные преподаватели. По тренажерной подготовке омский колледж тоже укомплектован полностью. Это тренажеры вертолетов: Ми-8 и еврокоптеров. Притом, заметим, есть процедурные и комплексные тренажеры. Процедурный похож на компьютерный симулятор. А комплексный полностью создает ощущение реального полета. Он выглядит как кабина, соответствующая реальному воздушному судну. Здесь кроме огромного количества приборов и рычагов, педалей и лампочек есть и эффект шума двигателя, легкая вибрация и сфера, которая обеспечивает реальное представление высоты и рельефа местности. Экипаж находится на своих штатных местах и все действия выполняет практически в реальности. 

Авиабаза летного колледжа находится в Калачинске, поэтому в программе тренажеров заложена местность этого аэродрома. Вторая программа для виртуальных полетов — в горной местности с рельефом аэродрома Адлера. При этом на тренажере есть возможность задавать любые метеоусловия: снег, дождь, туман, ветер, ночь. Также можно ввести программу с различными экстремальными ситуациями: отказы узлов и систем вертолета, аварийные ситуации (пожар, остановка двигателя, отказ насоса топливной системы, обледенение и т. п.).

Симуляторы и тренажеры — это так по-современному, но они хоть и похожи на реальность, но далеки от нее. Тем более реальный полет зачастую требует колоссальной ответственности и наибольшей концентрации всех сил и навыков. 

«В Калачинске у нас есть вертолеты Ми-8, вертолеты с одним несущим винтом Eurocopter и Bell 407, — пояснил Александр Строганов. — Подготовка складывается из налета 50 часов на легких вертолетах и 40 часов на Ми-8. К сожалению, в России нет легких одномоторных вертолетов, поэтому приходится учить курсантов на иностранных машинах».

С иностранными вертолетами есть некоторые проблемы. Запчасти к ним приходится заказывать за границей, а это всегда немалые расходы и, главное, длительное время доставки. Зато с отечественными Ми-8 практически нет аналогичных сложностей. Этот тип вертолетов очень распространен, причем не только в России, но и во всех странах мира. Этот тип винтокрылых машин досконально изучают омские курсанты. Да и подавляющему большинству выпускников в перспективе придется летать именно на Ми-8. 

По окончании коллежда выпускник получает пилотское свидетельство и практически сразу приступает к полетам. Выпускники — пилоты и бортмеханики Омского летно-технического колледжа практически все без проблем трудоустраиваются. География распределения — от Калининграда до Чукотки. Наибольшее число специалистов востребованы на Тюменском севере, Якутии, Сибири, Алтае, Забайкалье, Дальнем Востоке, Камчатке. К этому списку еще можно добавить и северо-запад европейской части России. 

Прибористы и радисты тоже находят работу, порой пусть даже и не совсем по авиационной специальности. А летчик — он целенаправленнее идет к своей профессии, поэтому ему, по признанию самих курсантов, не страшны регионы, удаленные от цивилизации. Главное, там он будет летать. Для пилота это, пожалуй, самое главное желание — летать.

Выпускник Омского летно-технического колледжа сразу после его окончания получает порядка 100 тысяч рублей зарплаты, это при условии, что он имеет регулярный налет. Если же выпускник попадает на работу за границу, то его зарплата значительно вырастает. Так что от знания иностранного языка зависит и будущая карьера, и зарплата, по--этому его здесь стараются учить тщательно.

«Наш колледж — единственный в России, кто готовит вертолетчиков, поэтому к нам едут учиться со всей страны», — подчеркивает Строганов. 

Со дня своего образования в 1940 году сначала летная школа, а потом и ОЛТУГА готовили пилотов самолетов. Сначала военных пилотов, потом летчиков для гражданской авиации. Перепрофилирование на вертолеты произошло в 1980-е годы, а с ноября 1982 года уже начались первые полеты и занятия по переподготовке пилотов-вертолетчиков на марки Ка-32 и Ми-8. С апреля 1992 года начался набор курсантов. 

История

26 марта 1940 года распоряжением командующего ВВС СибВО генерал-майора Погребова командиру 52-й авиационной бригады полковнику Кондратюку было приказано сформировать в Омске авиационную школу для подготовки военных пилотов.17 мая 1940 года школе было присвоено название «Омская военная авиационная школа пилотов» (ОВАШП). В конце лета и осенью 1941 года в Омск прибывает личный состав нескольких летных училищ из европейской части СССР. Тогда же началась подготовка летчиков для фронтовых частей. С 1941 по 1945 год омская школа подготовила 2 338 пилотов для бомбардировщиков ВВС РККА. В октябре 1945 года школа была переименована в Омское военное авиационное училище летчиков и занималась подготовкой пилотов для бомбардировщиков.1 июля 1960 года на базе училища было сформировано летное училище по подготовке пилотов для гражданских самолетов Ан-2. 1 сентября того же года прошел первый набор курсантов для гражданской авиации. В дальнейшем училище было переименовано в Омское летно-техническое училище гражданской авиации (ОЛТУГА). 15 августа 1980 года в ОЛТУГА получили предписание начать подготовку пилотов для вертолета Ми-8. В 1982 году началось переобучение авиаторов на вертолеты Ми-8 и Ка-32. 22 января 1991 года в Омске на базе ОЛТУГА был создан колледж гражданской авиации, где началась первоначальная подготовка пилотов-вертолетчиков. В сентябре 1992 года прошел первый набор курсантов-вертолетчиков. 35 летчиков выпускников Омской летной школы были удостоены звания Героя Советского Союза, шесть из них — посмертно.

Как здесь отмечают, в этом главная заслуга бывшего директора ОЛТУГА Анатолия Игнатьевича Якушева, которому в перестроечное время удалось сохранить училище. Училищ, где готовили пилотов на самолеты Ан-2, в стране было много, а вот потребности в таких летчиках в ту пору уже практически не стало. Вертолетчиков же готовили в СССР в городе Кременчуге, который после отделения республик стал тогда украинским. В России же после раздела СССР не осталось своего училища вертолетчиков. Вот тогда директор Якушев пробил в Министерстве гражданской авиации РФ создание такого училища на базе нашего ОЛТУГА. А с бурным развитием газовых и нефтеносных месторождений на Севере вертолетчики вообще стали очень дефицитной специальностью.

Как известно, Ми-8 традиционно был и остается «рабочей лошадкой» в условиях Крайнего Севера, бездорожья, болот, пустыни, тропических лесов, горной местности и непроходимой тайги. Поэтому выпускникам омского колледжа всегда рады во многих авиакомпаниях в России, Европе и даже Африке. 

Если сегодня у самолетчиков есть проблемы с трудоустройством и карьерой, им и сейчас зачастую трудно найти место службы, то омские вертолетчики сразу после окончания знают, куда ехать работать. 

«Мы оказываем помощь в распределении своих выпускников, — пояснил Александр Валерьевич. — Мы в курсе потребности разных авиакомпаний, и накануне выпуска в колледже всегда есть заявки на пилотов, поэтому наши летчики конкретно едут летать, то есть работать по специальности. Это очень важно по нынешним временам. Кстати, с мест работы наших выпускников мы регулярно получаем благодарности за качественную подготовку летных специалистов».

У вертолетчиков нет ограничения по возрасту и по полу, поэтому на пилотов в омском колледже учатся и девушки. Ежегодно порядка 8–10 представительниц прекрасной половины поступает на летную специальность. На технических специальностях учатся порядка 50 курсанток на курс. После окончания колледжа можно выпускник может продолжить обучение в Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева или в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации, но зачастую выпускники колледжа туда поступают на заочное отделение, продолжая работать по специальности. Так во всех отношениях практичнее — и работаешь, и образование получаешь.

«Вертолетчики остаются востребованными, — поделился своими проблемами директор колледжа.— Я думаю, Росавиация начнет задумываться о перспективах развития нашего учебного заведения, и надеюсь, что у нас появится возможность обучать курсантов для более современных моделях вертолетов. Вертолет живет и летает порядка 35–37 лет, потом его надо менять. Наши учебные Ми-8Т доживают последние годы, через два-три года, максимум пять лет у нас может возникнуть проблема с учебными машинами. Но вопрос пополнения парка находится в компетенции Росавиации, они должны будут задуматься над заменой наших учебных вертолетов, потому что, повторюсь, вертолетчики нужны и будут востребованы в будущем».


Досье

Александр Валерьевич Строганов, директор Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского — филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева», заслуженный военный летчик Российской Федерации.

В 1976 году окончил Барнаульское высшего военное училище военных летчиков. Учился летать на первом в стране реактивном самолете Ил-28 и на первом в СССР сверхзвуковом фронтовом бомбардировщике Як-28. По окончании училища служил в Среднеазиатском военном округе, где за время службы получил первый класс на Як-28. Полеты проходили в небе республик Средней Азии и Закавказья СССР.

В 1980 году принимал участие в афганской войне. Прошел переобучение на первый фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрий крыла — Су-24. Аэродром, где служил Строганов, располагался в Узбекистане, а боевые задания выполнялись в Афганистане. 

1989–1992 годы — учеба в Военно-воздушной академии имени Гагарина. 

В 1992 году перешел на службу в военную транспортную авиацию командиром полка транспортной авиации. Пилотировал Ан-26 и Ан-72. 

В 2000-е годы получил приглашение в авиацию Ракетных войск стратегического назначения на должность начальника авиационного отдела ракетной армии. Сначала служил начальником авиации ракетного соединения во Владимире, а потом в Омске, в 33-й ракетной армии. Уволился из Российской армии в возрасте 55 лет в 2010 году. 

В 2010 году стал заместителем директора по учебной работе Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского. В 2016 году возглавил Омский летно-технический колледж.


Справка

Анатолий Васильевич Ляпидевский (1908–1983) — советский летчик, генерал-майор авиации (1946), первый Герой Советского Союза (1934). В 1934 году А. В. Ляпидевский принимал участие в спасении челюскинцев. Совершил 29 поисковых полетов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и двоих детей.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Анатолию Васильевичу Ляпидевскому 20 апреля 1934 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. При вручении медалей «Золотая Звезда» ему была вручена медаль № 1.

 

Опубликовано: 27 декабря 2017 15:43
Автор: Игорь Буторин
 
Фото: Сергей Мельников
Поделиться в соцсетях:

Ранее из рубрики

Омский «Солнцепек» китайцы назвали «самым ужасным оружием России»

15 июля 2019

Омский «Солнцепек» китайцы назвали «самым ужасным оружием России»

Армии других стран еще долго не смогут что-либо противопоставить омским «огнеметным танкам».

Омский «Солнцепек» китайцы назвали «самым ужасным оружием России»

15 июля 2019

Омский «Солнцепек» китайцы назвали «самым ужасным оружием России»

Армии других стран еще долго не смогут что-либо противопоставить омским «огнеметным танкам».

Конкурс по теплым остановкам в Омске вышел на завершающий этап

12 июля 2019

Конкурс по теплым остановкам в Омске вышел на завершающий этап

 

Конкурсная комиссия завтра рассмотрит заявку единственного участника — компании «Капитал-Строй». После этого станет известно, заключат ли с ним договор, рассчитанный на семь лет.

Конкурсная комиссия завтра рассмотрит заявку единственного участника — компании «Капитал-Строй». После этого станет известно, заключат ли с ним договор, рассчитанный на семь лет.

 

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.