ИТП «Град» представил мастер-план развития Омска

Опубликовано: 16 июля 2017 11:03
Автор: Алексей Пантелеев
 
Фото: Алина Бегун
Поделиться в соцсетях:
ИТП «Град» представил мастер-план развития Омска

Мастер-план архитекторы разрабатывали на добровольных началах. В нем нет метро и нового аэропорта, но есть много парков, культурных центров и благоустроенный частный сектор.

 

Финальный вариант мастер-плана был представлен в конце марта на Третьих урбанистических чтениях, которые проходили в библиотеке имени Пушкина. В институте территориального планирования «Град» пояснили, что понятие мастер-плана находится вне нормативного поля – в России такого документа официально просто нет. Есть законодательно принятый генплан, которому мастер-план может составить некую альтернативу. Но наработки урбанистов могут быть применены органами власти и теми, кто возьмется за разработку новых правовых документов. 
Глазами хипстеров, урбанистов и экспертов 
Как рассказал заместитель генерального директора ИТП «Град» Илья Бальцер, они хотели в первую очередь создать общее видение того, каким должен стать идеальный, но достижимый в каком-то обозримом будущем Омск. 
– Это Омск, в котором хочет работать бизнес и в котором хотят жить горожане. Мы хотим вместе с вами придумать этот новый документ и то, каким в формате этого документа должен быть наш город, – пояснил он. 
Работа над мастер-планом началась весной 2016 года, на Первых урбанистических чтениях. При этом в ИТП «Град» решили сделать эту работу совершенно бесплатно и готовы передать свои разработки властям. До этого времени «Град» в Омске не работал, выполняя проекты и генпланы для многих других регионов. Если же мастер-план не будет востребован новым градоначальником, для которого тоже составили свои программные предложения, наработки будут предложены депутатам горсовета и активным горожанам. 
В омском мастер-плане – предложения по улучшению городской среды, экономики, транспортной инфраструктуры, культуры и экологии. В итоге город должен стать комфортным домом для миллиона жителей-омичей и войти в десятку мегаполисов России по индексу счастья. Исходя из этого и родился главный слоган проекта: «Добро пожаловать домой». 
Мастер-план – это стратегический документ, который определяет приоритеты развития города и содержит в себе ценности Омска. Но этот проект будущего не ограничивается архитектурой и планировочными решениями. Мастер-план основывается на городских ценностях – сильных сторонах Омска, которые важны для горожан, он предлагает привлекательный образ будущего, однако при этом все предложения мастер-плана должны быть реализуемы. 
Как рассказал руководитель проекта разработки мастер-плана Роман Ковалев, для них это был прежде всего поиск смыслов и идей. Разработчики хотели понять, почему миллион человек остаются жить в Омске и для чего он им нужен. Кроме того, мастер-план решено было сделать максимально публичным и открытым. Была проделана беспрецедентная для Омска работа с общественностью – в проекте поучаствовало более 2 тысяч человек в разных формах. Это опросы, интерактивные карты, проектные сессии, семинары и так далее. 
– Мы общались не только с хипстерами и урбанистами. Как нам пеняли: пришли пять человек – четыре хипстера и один из барбершопа, и вы все решили, – рассказал Роман Ковалев. – На самом деле, это люди интересные и сейчас это движущая сила мысли о городе. Но есть и экспертное сообщество с профессиональным взглядом, с которым мы тоже собирались. 
Приоритет – человеку 
В мастер-плане была определена некая абстрактная дата для Омска – 2033 год. В 1933 году город приобрел примерно нынешние границы, и спустя сто лет здесь снова может произойти что-то важное. 
– Сейчас главная мысль – в городе нужно что-то менять, что-то здесь не так и его покидают самые умные, активные и талантливые люди, – продолжает Роман Ковалев. – Ежегодно из Омска уезжает более пяти тысяч человек с высшим образованием, которые замещаются другими людьми – с более низким уровнем образования, с другой культурой и мышлением. О каком прогрессе и сохранении ценностей тогда можно говорить? Кроме того, в среднем каждый год около четырехсот предприятий – юридических лиц меняют прописку в Омске на другие города. Владельцы бизнеса переезжают и забирают его с собой. 
Один из главных посылов мастер-плана – сохранение мало-этажной застройки, в том числе в центральных частях города. По мнению разработчиков, жить в своем доме в самом центре – это здорово. Просто на этих территориях нужно навести порядок – сделать дороги, коммуникации и провести благоустройство. Тогда как в официальном генплане районы частного сектора замещаются кварталами с многоэтажным жильем и офисными высотками. 
Во-вторых, в ИТП «Град» считают, что нельзя также застраивать зеленые поймы Иртыша и Оми, которые являются легкими города. Это, к примеру, обширные заболоченные участки на Левобережье за улицей Лукашевича. Другая ключевая идея, которая идет вразрез с официальным генпланом, – сохранить аэропорт на прежнем месте.
– Аэропорт в городе – это классно и удобно, ведь до аэропорта мы едем всего 15 минут, – считает ведущий архитектор ИТП «Град» Варвара Семина. – А во-вторых, это страшно красиво. Когда я своим друзьям из Москвы рассказываю, что у нас в центре можно практически прикоснуться к пузу садящегося самолета, – это здорово и это наша уникальность. В каком еще европейском городе вы такое увидите?
Вокруг Омска авторы предлагают сделать объездную дорогу. А в самом городе – построить новые пешеходные мосты – один через Иртыш и два других через Омь. Неэффективные промышленные предприятия и пустующие цеха должны быть перепрофилированы под новые общественные центры. Одним из принципиальных предложений является создание мультимодального транспортного пересадочного узла. Для этого предлагается объединить функции железнодорожного и автовокзала и соединить его с аэропортом при помощи нового моста через Иртыш – автомобильного дублера железнодорожного моста. Сейчас автовокзал находится неудобно, поэтому его и предлагается перенести ближе к железнодорожному вокзалу. 
Среди других тезисов – создание в каждом районе города своего культурного центра нового формата, улучшение экологии, а набережные Оми и Иртыша должны быть объединены в единую систему разнообразных публичных пространств. Общественный транспорт большой вместимости должен перевозить не менее 90% пассажиров, кроме того должно существовать не менее 8 постоянных маршрутов водного транспорта, связывающих разные районы города и области. Поэтому причалы в черте города нужно сохранить и восстановить. Особое внимание направлено на сохранение и развитие сети омского трамвая с использованием имеющегося потенциала и частичным восстановлением утраченных линий. 
В результате согласно проекту каждый житель города будет иметь в шаговой доступности парк или сквер для прогулок. А приоритет на улицах Омска будет отдан человеку. 
Культурные центры и идеи для «быстрых побед»
– В нашем мастер-плане задача не в том, чтобы показать, что где построить и в каком количестве, а в том, чтобы понять: для чего строить и с каким целями? – говорит Варвара Семина. – В гонке городов за квадратными метрами, за какой-то промышленностью можно потерять свою идентичность.  
По ее словам, когда они анализировали город, вскрылся интересный факт: Омск – город полицентричный. Его структура неоднородна, это фактически несколько городов. Исторически так и было, потому что Омск формировался из трех разных ядер: центра, Ленинска и Кировска, которые до войны были разными городами. 
– И сейчас люди по-прежнему разделены на анклавы, – говорит архитектор. – Если вы живете в Нефтяниках или на Левом берегу, вряд ли вы поедете за чем-то в центр. На основании этого мы подумали, что это классная идея для того, чтобы разгрузить исторический центр. Новые подцентры в районах можно наполнить дополнительными функциями, чтобы там была своя среда. Центры притяжения в таких подцентрах – это кинотеатры, супермаркеты, стадионы и так далее, а также самое главное – парки. 
Своеобразными «быстрыми победами» омичей, по мнению авторов, могут стать благоустройство территории ТЭЦ-1 с ее реконструкцией в общественный центр, преобразование в такой же культурный центр в формате лофта бывшего пивзавода на Волочаевской, благоустройство пешеходной улицы Тарской, а также пруда в парке имени 30-летия ВЛКСМ. Эти знаковые объекты вызывают в городе резонанс, и их «перезагрузка» может увлечь множество омичей и дать им понять, что все реально, хотя их реновация не требует каких-то огромных средств. 
Еще один процесс – создание дизайн-кода Омска, который позволит ему проявить идентичность. Это единый стиль для рекламы, вывесок, указателей и уличного дизайна. На презентации было много сказано об уникальности и необычности Омска, и эти свойства «другого Омска» с его творческим андеграундом нужно всячески культивировать. 
– К примеру, в Омске можно открыть посольство другого – креативного, крутого, драйвового и настоящего – Омска. В мире такого примера еще не было, но это подходит для нас как для столицы абсурда, – считает Роман Ковалев. – Ведь Омск – это главный поставщик абсурдных новостей для всей страны, и город должен использовать этот потенциал для позиционирования себя на федеральном уровне. «Посольство Омска в Омске» – это культурное пространство, в котором каждый желающий сможет познакомиться с удивительным другим Омском, его историями и персоналиями, окунуться в атмосферу творчества и забавного абсурда. 
– Мастер-план – документ подвижный, он не обременен какими-то сроками и временем его исполнения, мы открыты для предложений, – продолжает Варвара Семина. – А генплан рассчитан совсем на другое. К примеру, в нем предполагается расширение нашего города вширь и пристройка к югу по своим размерам еще одного Омска. В нем совсем другое отношение к ценностям, которые мы определили, например к рекам. 
Проект омского мастер-плана пока до конца не завершен, и работа над ним будет продолжаться примерно до августа. Его авторы считают, что это сильная база для формирования определенного мнения и запроса на корректировку того же генерального плана. Никто не может гарантировать, что он найдет свое применение в реальной жизни, однако все материалы будут предоставлены органам власти, кандидатам в депутаты горсовета и выложены в открытом доступе. 
Гость Урбанистических чтений, вице-президент Союза московских архитекторов Илья Заливухин рассказал, что мастер-план по своей сути – это эскизный проект, заказчики которого – сами жители. Администрация же заказывает генпланы по привычке, рисует там квадратные метры для стройкомплекса, которые совершенно не обеспечены никаким финансированием. Но, по его словам, генплан и не должен быть очень гибким – это как железобетонный каркас здания, а вот дизайн интерьера и наполнение могут быть разными. 
Когда мастер-план признают на уровне правительства как стратегию пространственного развития, его будут заказывать за деньги, считает эксперт. А в нашей стране нужно будет сделать мастер-планы для всех городов, и это огромная работа на перспективу.
справка
Институт территориального планирования «Град» создан в 2003 году, занимается стратегическим проектированием для реализации комплексного градостроительного подхода к управлению развитием территорий регионов и муниципальных образований России. ИТП «Град» разработал более 2 тыс. градостроительных проектов для государственных и≈муниципальных заказчиков более чем в 40 регионах России.

Финальный вариант мастер-плана был представлен в конце марта на Третьих урбанистических чтениях, которые проходили в библиотеке имени Пушкина. В институте территориального планирования «Град» пояснили, что понятие мастер-плана находится вне нормативного поля – в России такого документа официально просто нет. Есть законодательно принятый генплан, которому мастер-план может составить некую альтернативу. Но наработки урбанистов могут быть применены органами власти и теми, кто возьмется за разработку новых правовых документов. 

Глазами хипстеров, урбанистов и экспертов 

Как рассказал заместитель генерального директора ИТП «Град» Илья Бальцер, они хотели в первую очередь создать общее видение того, каким должен стать идеальный, но достижимый в каком-то обозримом будущем Омск. 

«Это Омск, в котором хочет работать бизнес и в котором хотят жить горожане. Мы хотим вместе с вами придумать этот новый документ и то, каким в формате этого документа должен быть наш город», – пояснил он. 

Работа над мастер-планом началась весной 2016 года, на Первых урбанистических чтениях. При этом в ИТП «Град» решили сделать эту работу совершенно бесплатно и готовы передать свои разработки властям. До этого времени «Град» в Омске не работал, выполняя проекты и генпланы для многих других регионов. Если же мастер-план не будет востребован новым градоначальником, для которого тоже составили свои программные предложения, наработки будут предложены депутатам горсовета и активным горожанам. 

В омском мастер-плане – предложения по улучшению городской среды, экономики, транспортной инфраструктуры, культуры и экологии. В итоге город должен стать комфортным домом для миллиона жителей-омичей и войти в десятку мегаполисов России по индексу счастья. Исходя из этого и родился главный слоган проекта: «Добро пожаловать домой». 

Мастер-план – это стратегический документ, который определяет приоритеты развития города и содержит в себе ценности Омска. Но этот проект будущего не ограничивается архитектурой и планировочными решениями. Мастер-план основывается на городских ценностях – сильных сторонах Омска, которые важны для горожан, он предлагает привлекательный образ будущего, однако при этом все предложения мастер-плана должны быть реализуемы. 

Как рассказал руководитель проекта разработки мастер-плана Роман Ковалев, для них это был прежде всего поиск смыслов и идей. Разработчики хотели понять, почему миллион человек остаются жить в Омске и для чего он им нужен. Кроме того, мастер-план решено было сделать максимально публичным и открытым. Была проделана беспрецедентная для Омска работа с общественностью – в проекте поучаствовало более 2 тысяч человек в разных формах. Это опросы, интерактивные карты, проектные сессии, семинары и так далее. 

«Мы общались не только с хипстерами и урбанистами. Как нам пеняли: пришли пять человек – четыре хипстера и один из барбершопа, и вы все решили, – рассказал Роман Ковалев. – На самом деле, это люди интересные и сейчас это движущая сила мысли о городе. Но есть и экспертное сообщество с профессиональным взглядом, с которым мы тоже собирались». 

Приоритет – человеку 

В мастер-плане была определена некая абстрактная дата для Омска – 2033 год. В 1933 году город приобрел примерно нынешние границы, и спустя сто лет здесь снова может произойти что-то важное. 

«Сейчас главная мысль – в городе нужно что-то менять, что-то здесь не так и его покидают самые умные, активные и талантливые люди, – продолжает Роман Ковалев. – Ежегодно из Омска уезжает более пяти тысяч человек с высшим образованием, которые замещаются другими людьми – с более низким уровнем образования, с другой культурой и мышлением. О каком прогрессе и сохранении ценностей тогда можно говорить? Кроме того, в среднем каждый год около четырехсот предприятий – юридических лиц меняют прописку в Омске на другие города. Владельцы бизнеса переезжают и забирают его с собой». 

Один из главных посылов мастер-плана – сохранение мало-этажной застройки, в том числе в центральных частях города. По мнению разработчиков, жить в своем доме в самом центре – это здорово. Просто на этих территориях нужно навести порядок – сделать дороги, коммуникации и провести благоустройство. Тогда как в официальном генплане районы частного сектора замещаются кварталами с многоэтажным жильем и офисными высотками. 

Во-вторых, в ИТП «Град» считают, что нельзя также застраивать зеленые поймы Иртыша и Оми, которые являются легкими города. Это, к примеру, обширные заболоченные участки на Левобережье за улицей Лукашевича. Другая ключевая идея, которая идет вразрез с официальным генпланом, – сохранить аэропорт на прежнем месте.

«Аэропорт в городе – это классно и удобно, ведь до аэропорта мы едем всего 15 минут, – считает ведущий архитектор ИТП «Град» Варвара Семина. – А во-вторых, это страшно красиво. Когда я своим друзьям из Москвы рассказываю, что у нас в центре можно практически прикоснуться к пузу садящегося самолета, – это здорово и это наша уникальность. В каком еще европейском городе вы такое увидите?»

Вокруг Омска авторы предлагают сделать объездную дорогу. А в самом городе – построить новые пешеходные мосты – один через Иртыш и два других через Омь. Неэффективные промышленные предприятия и пустующие цеха должны быть перепрофилированы под новые общественные центры. Одним из принципиальных предложений является создание мультимодального транспортного пересадочного узла. Для этого предлагается объединить функции железнодорожного и автовокзала и соединить его с аэропортом при помощи нового моста через Иртыш – автомобильного дублера железнодорожного моста. Сейчас автовокзал находится неудобно, поэтому его и предлагается перенести ближе к железнодорожному вокзалу. 

Среди других тезисов – создание в каждом районе города своего культурного центра нового формата, улучшение экологии, а набережные Оми и Иртыша должны быть объединены в единую систему разнообразных публичных пространств. Общественный транспорт большой вместимости должен перевозить не менее 90% пассажиров, кроме того должно существовать не менее 8 постоянных маршрутов водного транспорта, связывающих разные районы города и области. Поэтому причалы в черте города нужно сохранить и восстановить. Особое внимание направлено на сохранение и развитие сети омского трамвая с использованием имеющегося потенциала и частичным восстановлением утраченных линий. 

В результате согласно проекту каждый житель города будет иметь в шаговой доступности парк или сквер для прогулок. А приоритет на улицах Омска будет отдан человеку. 

Культурные центры и идеи для «быстрых побед»

«В нашем мастер-плане задача не в том, чтобы показать, что где построить и в каком количестве, а в том, чтобы понять: для чего строить и с каким целями? – говорит Варвара Семина. – В гонке городов за квадратными метрами, за какой-то промышленностью можно потерять свою идентичность».  

По ее словам, когда они анализировали город, вскрылся интересный факт: Омск – город полицентричный. Его структура неоднородна, это фактически несколько городов. Исторически так и было, потому что Омск формировался из трех разных ядер: центра, Ленинска и Кировска, которые до войны были разными городами. 

«И сейчас люди по-прежнему разделены на анклавы, – говорит архитектор. – Если вы живете в Нефтяниках или на Левом берегу, вряд ли вы поедете за чем-то в центр. На основании этого мы подумали, что это классная идея для того, чтобы разгрузить исторический центр. Новые подцентры в районах можно наполнить дополнительными функциями, чтобы там была своя среда. Центры притяжения в таких подцентрах – это кинотеатры, супермаркеты, стадионы и так далее, а также самое главное – парки».

Своеобразными «быстрыми победами» омичей, по мнению авторов, могут стать благоустройство территории ТЭЦ-1 с ее реконструкцией в общественный центр, преобразование в такой же культурный центр в формате лофта бывшего пивзавода на Волочаевской, благоустройство пешеходной улицы Тарской, а также пруда в парке имени 30-летия ВЛКСМ. Эти знаковые объекты вызывают в городе резонанс, и их «перезагрузка» может увлечь множество омичей и дать им понять, что все реально, хотя их реновация не требует каких-то огромных средств. 

Еще один процесс – создание дизайн-кода Омска, который позволит ему проявить идентичность. Это единый стиль для рекламы, вывесок, указателей и уличного дизайна. На презентации было много сказано об уникальности и необычности Омска, и эти свойства «другого Омска» с его творческим андеграундом нужно всячески культивировать. 

«К примеру, в Омске можно открыть посольство другого – креативного, крутого, драйвового и настоящего – Омска. В мире такого примера еще не было, но это подходит для нас как для столицы абсурда, – считает Роман Ковалев. – Ведь Омск – это главный поставщик абсурдных новостей для всей страны, и город должен использовать этот потенциал для позиционирования себя на федеральном уровне. «Посольство Омска в Омске» – это культурное пространство, в котором каждый желающий сможет познакомиться с удивительным другим Омском, его историями и персоналиями, окунуться в атмосферу творчества и забавного абсурда». 

«Мастер-план – документ подвижный, он не обременен какими-то сроками и временем его исполнения, мы открыты для предложений, – продолжает Варвара Семина. – А генплан рассчитан совсем на другое. К примеру, в нем предполагается расширение нашего города вширь и пристройка к югу по своим размерам еще одного Омска. В нем совсем другое отношение к ценностям, которые мы определили, например к рекам»

Проект омского мастер-плана пока до конца не завершен, и работа над ним будет продолжаться примерно до августа. Его авторы считают, что это сильная база для формирования определенного мнения и запроса на корректировку того же генерального плана. Никто не может гарантировать, что он найдет свое применение в реальной жизни, однако все материалы будут предоставлены органам власти, кандидатам в депутаты горсовета и выложены в открытом доступе. 

Гость Урбанистических чтений, вице-президент Союза московских архитекторов Илья Заливухин рассказал, что мастер-план по своей сути – это эскизный проект, заказчики которого – сами жители. Администрация же заказывает генпланы по привычке, рисует там квадратные метры для стройкомплекса, которые совершенно не обеспечены никаким финансированием. Но, по его словам, генплан и не должен быть очень гибким – это как железобетонный каркас здания, а вот дизайн интерьера и наполнение могут быть разными. 

Когда мастер-план признают на уровне правительства как стратегию пространственного развития, его будут заказывать за деньги, считает эксперт. А в нашей стране нужно будет сделать мастер-планы для всех городов, и это огромная работа на перспективу.

Справка

Институт территориального планирования «Град» создан в 2003 году, занимается стратегическим проектированием для реализации комплексного градостроительного подхода к управлению развитием территорий регионов и муниципальных образований России. ИТП «Град» разработал более 2 тыс. градостроительных проектов для государственных и≈муниципальных заказчиков более чем в 40 регионах России.

Опубликовано: 16 июля 2017 11:03
Автор: Алексей Пантелеев
 
Фото: Алина Бегун
Поделиться в соцсетях:

Антон Медведев

Главный редактор «ПРОМ»

Антон Медведев
Накануне печати этого номера  журнала «ПРОМ» о сложении полномочий главы Республики Казахстан объявил первый и единственный прездидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сенсационная новость. И вдвойне неприятная оттого, что именно в этом номере «ПРОМ» львиная доля материалов посвящена россйиско-казахстанским отношениям и подготовке к  проведению в Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Но из песни слова не выкинешь... Поэтому все материалы «казахстанского цикла» остались в том виде, в котором и были до известия об уходе Нурсултана Назарбаева.